Открывшаяся 4 сентября в цикле выставок "Они работали в Эрмитаже" экспозиция Евгения Ухналева под названием "Глухая пора" из-за некоторых особенностей биографии художника кажется символической.
Этот год для Евгения Ильича Ухналева - юбилейный. Человек, на долю которого выпали блокада, эвакуация, арест по обвинению в антигосударственной деятельности с позднейшей полной реабилитацией и┘ создание государственной символики нынешней России, отпраздновал свое семидесятилетие.
Народный художник России, член Геральдического совета при президенте Российской Федерации всерьез занялся живописью и графикой достаточно поздно, где-то в середине семидесятых, а первая его выставка состоялась в 80-м году (правда, потом художник участвовал более чем в сорока экспозициях). Сам Евгений Ильич считает себя реалистом, и это действительно так в смысле точности рисунка и тончайшей проработки деталей. Однако реализм Ухналева особенный, вызывающий в памяти фильмы любимых им Феллини и Тарковского (одна из работ так и называется "Зона" (по Тарковскому). Излюбленные мотивы художника - окна, арки, двери, воспринимающиеся как врата то ли в прошлое, то ли в будущее, то ли в иные реальности, а, быть может, и вовсе "Дорога в никуда". А рядом лежат эскизы орденов, медалей, грамот как свидетельства превратности судьбы человеческой. Вряд ли, делая пейзажные зарисовки Воркуты, где он отбывал срок, зэк Ухналев мог предположить, что именно ему предстоит стать автором "осуществленных проектов Государственного герба Российской Федерации, знака Президентской власти, ордена Святого Апостола Андрея Первозванного и других орденов и медалей России и Государственных наградных бумаг".
Открывая выставку, директор государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский подчеркнул, что Ухналев - художник "очень эрмитажный", и напомнил собравшимся еще об одном произведении юбиляра: "Здесь лежит грамота о том, что президент берет на себя покровительство над Эрмитажем, грамота, нарисованная Евгением Ильичом, и я думаю, не будь она так замечательно нарисована, может быть, президент Ельцин ее и не подписал бы. Так что роль художника в обществе достаточно велика, как бы нам ни хотелось ее принизить┘" Далее Михаил Борисович выразил мнение всех собравшихся о представленных на выставке образцах "отвлеченного от мира, красивого, настоящего искусства для искусства".
Ну а что до самого героя дня, то он признался, что "за все эти дни услышал о себе так много хорошего, что уже ничего более хорошего о себе сказать не может". Что ж, о художнике можно судить по его работам, а о государстве (в какой-то степени) по атрибутам государственной власти.
Санкт-Петербург