0
4004

05.02.2013 00:00:00

Ричард Брэнсон: Практика рождает красноречие

Ричард Брэнсон

Об авторе: Сэр Ричард Чарльз Николас Брэнсон - британский предприниматель, основатель корпорации Virgin Group, которая включает в себя более 360 компаний, в том числе такие как Virgin Atlantic, Virgin America, Virgin Mobile и Virgin Active. ╘ Перевод с английского Ольги Пономаревой.

Тэги: ричард брэнсон, бизнес, ораторы


ричард брэнсон, бизнес, ораторы Фото Reuters

– Больше всего в жизни я боюсь выступать на публике. Как правило, я начинаю трястись и запинаться, а иногда и вовсе не могу выдавить из себя ни слова. Как мне преодолеть свой страх?

– Rispa, Кения

Риспа, в этом вы не одиноки. Марк Твен, который кое-что понимал в красноречии, говорил: «В мире существует только два типа ораторов: 1) нервные и 2) лживые».

Если вы волнуетесь по поводу публичного выступления, найдите видео с моими ранними спичами в Интернете. Уверен, сравнение будет в вашу пользу. Еще повезло, что не сохранилось записей моего самого первого выступления на публике.

Как только мое первое начинание, журнал Student, получило признание, меня стали время от времени приглашать на различные мероприятия сказать пару слов. Первым моим заметным выступлением стала речь в лондонском университетском колледже. Событие освещало немецкое телевидение.

Я должен был выйти на сцену после двух незаурядных ораторов, студенческого лидера Дэнни Кон-Бендита и активиста Тарика Али. Каждый толкнул эмоциональную речь о правах человека, держался уверенно и подкрепил свою риторику сильными доводами. В то время как публика аплодировала и одобрительно восклицала, меня буквально подташнивало от страха.

Когда я вышел к микрофону, в голове зияла пустота. Я пробормотал что-то бессвязное и покинул трибуну. Один из самых неловких моментов в моей жизни, мое лицо стало красным, как логотип Virgin.

Несколькими годами позже один из моих главных наставников, сэр Фредди Лейкер, вдохновивший меня взяться за авиаперевозки, убедил меня стать лицом Virgin. Он настаивал, что вместо того чтобы устраивать масштабную рекламную кампанию, дешевле и эффективнее будет мне самому привлечь внимание СМИ, особенно в ситуации, когда приходится противостоять более маститым конкурентам. Это означало, что придется преодолеть свой страх публичных выступлений. Поскольку я намеревался стать лицом бренда, нужно было готовиться болтать без умолку.

Вскоре я осознал, что все дело в практике. Чем больше я готовился, тем меньше я заикался и запинался. Хорошие ораторы не просто талантливы или удачливы, они много работают над собой.

Начните репетировать свою речь загодя дома. Постарайтесь усвоить материал и запомнить, в каком месте следует говорить с напором, а где легко и непринужденно.

Прежде всего приготовьтесь быть собой. Часто, когда кто-то произносит речь, написанную кем-то другим – приходят на ум политики, – она звучит слишком корректно и заученно. Смысл в том, чтобы понять, в чем суть, привнести в речь свою индивидуальность и выразить все своими словами. Помните, что не все обладают большим словарным запасом. Короткие слова лучше воспринимаются, чем длинные, которые к тому же можно неправильно произнести. Особенно если вы, как я, страдаете дислексией (непониманием прочитанного текста).

А еще Марк Твен говорил: «Обычно у меня уходит больше трех недель, чтобы подготовить хороший экспромт». Когда готовитесь дать несколько комментариев или ответить на вопросы публики, заранее обдумайте возможные темы, на которые вы хотели бы поговорить. Запишите основные тезисы. Таким образом, у вас будет примерный план, ориентиры, которые помогут вести беседу в нужном вам русле.

Когда настанет время выходить к публике, представьте себе, что вы сидите дома и непринужденно общаетесь с друзьями. Выделите из толпы отдельные лица и обращайтесь непосредственно к этим людям. Вот увидите, остальные тоже вас поймут.

Помните, что нет нужды жестко придерживаться сценария, когда беседа отклоняется в интересном направлении. Лучшие моменты в истории ораторского искусства – это экспромты. В такие моменты у оратора, как правило, рождаются спонтанные шутки. Они помогают вам наладить контакт с аудиторией и просто расслабиться. А если вы немного раскрепоститесь, дальше говорить станет легче.

Чтобы произвести впечатление на публику, нужно верить в то, что говоришь. Если произносить речь с чувством и убежденностью в своей правоте, аудитория будет гораздо снисходительнее к ошибкам, поскольку слушатели будут уверены, что им говорят правду. Мои ответы на вопросы не отличаются гладкостью и быстротой. И часто вначале я мямлю что-то вроде «Э-э…». Но большинству людей гораздо больше по душе раздумчивый, искренний ответ, чем немедленная, но поверхностная отговорка.

Подготовьтесь, расслабьтесь и говорите от сердца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
631
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1065
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
777
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
410

Другие новости