Фото Reuters
– Как можно делегировать финансовые полномочия коллегам и не превратиться при этом в безумца, который перепроверяет баланс на калькуляторе?
– Elias Nyaga, Найроби, Кения
– Будучи директором компании, вы обнаружите, что вашего внимания требует множество вещей. Это настоящее испытание – разумно распределить свое время, одновременно управляя компанией и подводя финансовую отчетность.
Вот почему у финансовых директоров такая высокая зарплата. Они ведут счет прибылям и, разумеется, убыткам компании. Это непростая задача.
Понятно, что в начале деятельности компании вы можете уделять много времени бухгалтерии. В конце концов, в этот период каждый пенни на счету. Когда мы открывали Virgin Records, то часто переживали, где взять денег на зарплаты. Я провел месяцы, проверяя и подписывая каждый выданный чек.
Я хорошо помню время, когда мы испытывали нешуточные финансовые трудности в Student Magazine, который был моим первым бизнес-проектом. Джон Леннон обещал записать сингл, чтобы приложить его к журналу со статьей, но сбыться этому было не суждено. Я приехал к Джону и Йоко, но им было не до меня, они оплакивали потерю своего ребенка. Они записали на пленку биение его сердца и предложили мне эту запись вместо обещанного сингла. Но я, возможно по глупости, отказался и решил отказаться от публикации. Тот случай научил меня, что помимо финансов приходится учитывать множество других важных факторов. Временами деньги – это последнее, о чем надо переживать.
Если вам с трудом даются вычисления, возможно, лучше доверить бухгалтерские книги кому-то более опытному. А вам вместо этого сконцентрироваться на том, в чем вы лучше всех разбираетесь и что вам по душе. Но даже если вы дока по части расчетов, ваша компания только выиграет, если вы позволите коллегам помочь вам. Хотя может пройти уйма времени, прежде чем вы сможете настолько довериться другим, чтобы передать им часть ответственности. Чем быстрее это случится, тем скорее вы сможете посвятить себя своей настоящей работе – управлению компанией.
Очевидно, что поначалу крайне важно пристально следить за цифрами в отчетах, но по прошествии нескольких лет можно немного расслабиться. Я обнаружил, что, когда сотрудники и клиенты довольны, а продукты и услуги хорошего качества, финансовые вопросы решаются сами собой.
Как важно делегировать полномочия, показал пример Virgin Active, нашей сети спортивных клубов. Эта сфера деятельности кишит обанкротившимися фирмами и маленькими компаниями, которые как-то выжили, но не способны к развитию. На контрасте с ними наша команда под умелым руководством Мэтью Бакнелла создала сеть успешных спортивных клубов, которые сейчас работают в шести государствах. Они следовали принципу, в соответствии с которым в каждой стране генеральному директору филиала была предоставлена полная свобода действий. Эта стратегия позволила учитывать местную специфику.
Так что мой совет – делегировать полномочия другим, но следить, как у компании идут дела. В этом смысле нет ничего лучше личных посещений сотрудников и клиентов. В этом ключ. Члены семьи всегда учили меня искать в людях лучшее, получать удовольствие от совместного времяпрепровождения и что-то выносить для себя из этих встреч. Все это очень полезные для каждого руководителя навыки, и получить их, сидя за письменным столом, нельзя.
Когда мы запускали Virgin Money, я встречался с персоналом наших филиалов по всей стране. И сделанные наблюдения бесценны. Если бы у меня были сомнения, стоит ли инвестировать в банковский сектор, то после услышанного в течение этой недели они бы полностью развеялись. Увидев такое количество сотрудников, преисполненных энтузиазма и гордости за компанию, в которой они работают, я сделался еще большим оптимистом в отношении будущего нашего банка. Мы очень хотим, чтобы Virgin Money стала началом чего-то большего, и здорово, что вся команда рвется в бой.
Никто из нас не знает ответов на все вопросы, зато можете быть уверены, если возникнет проблема, скорее всего кто-то из ваших сотрудников знает, как ее решить. Доверьтесь ему, и увидите, что будет.