Фото Reuters
Я рос на юге Англии, где зимы не особо суровые, но каждый раз после сильного снегопада отец говорил: «Ничто так не сближает соседей, как хороший снегопад».
Он был прав. Наши соседи, которые обычно сторонились людей, вынуждены были объединять усилия, чтобы выкопать машины из-под снега. Я частенько слышал похожие истории от моей бабушки, которая рассказывала, как всех сблизила Вторая мировая война.
Есть и более свежие примеры того, какая мощная сила командная работа. Взять, например, историю Джеймса Мванги, победившего в 2012 году в международном конкурсе «Предприниматель года», который проводится компанией Ernst & Young. Благодаря правильным действиям в кризисной ситуации ему удалось спасти от коллапса кенийский Equity Bank.
Когда в 1993 году Мванги стал финансовым директором Equity, банк был мелким, неплатежеспособным строительным обществом (или банком, принадлежавшим его членам), который вот-вот должен был закрыться. Мвагни был полон решимости спасти бизнес и попросил персонал объединить усилия, чтобы изменить ситуацию. Он попросил их использовать личные связи, чтобы убедить других людей вступить в общество.
Мванги рассказал журналу Kenya Yetu, что вскоре после этого он смог увеличить зарплаты своим сотрудникам. Он также убедил их вкладывать 25% зарплаты в акции компании. «С того момента они включились в бизнес. Они стали совладельцами наравне с остальными, – сказал он. – Они знали, что в случае успеха компании многое приобретут». Новый статус работников вдохновил трудиться как команда и увеличивать стоимость собственных растущих портфелей акций, зарплата за зарплатой.
Стратегия Мванги сработала: банк начал развиваться. В 2006 году его акции стали котироваться на бирже в Найроби, а благосостояние их держателей – быстро расти. Сейчас, по данным Ernst & Young, Equity Bank является крупнейшим банком региона по числу клиентов. Только в Кении их более 7 млн. С 2004 года Мванги – его исполнительный директор.
Если ваша компания столкнулась с финансовым кризисом, подключите свою команду к решению этого вопроса. Не запирайтесь в своем кабинете, пойдите и расскажите своим сотрудникам, что происходит. Когда будете продумывать стратегию, помните, что массовые увольнения, урезание зарплат и премий только ухудшат и без того сложную ситуацию. Вместо этого заручитесь поддержкой своих сотрудников и проявите изобретательность, чтобы вознаградить их за верность компании.
Ваша способность поддерживать командный дух может сыграть решающую роль в судьбе компании. Если менеджеры не прислушиваются к сотрудникам, работающим на переднем крае, и не реагируют на их озабоченности, то они могут обратиться за помощью к профсоюзам. Парадоксально, но профсоюзы, которые по идее должны помогать работникам находить общий язык с менеджментом, часто становятся дополнительным препятствием, когда между двумя этими группами возникают трения.
Если вы руководите компанией, в которой профсоюзы имеют большое влияние, важно наладить контакты с их лидерами, особенно в трудные времена. В отличие от многих своих конкурентов, которые, похоже, постоянно на ножах с профсоюзами, Southwest Airlines сумела избежать кризисов отчасти благодаря налаженным отношениям между коллективом и менеджментом. Херб Келлехер, легендарный руководитель Southwest Airlines, и его преемник Гари Келли десятилетиями обеспечивали прибыльность компании, несмотря на то что профсоюзы там сильны, как нигде в отрасли.
Разумеется, кризисы бывают разными по масштабам, и ваши сотрудники также должны быть готовы взаимодействовать и при устранении небольших ЧП. Несколько лет назад, когда я ждал в «Хитроу» вылета рейса Virgin Atlantic в Лос-Анджелес, возникла проблема – рейс был задержан из-за плохих погодных условий. В подобных условиях авиакомпания не в состоянии что-либо изменить, но не каждый пассажир понимает это. Я наблюдал, как одна из наших сотрудниц пыталась успокоить возмущенного пассажира.
Когда она справилась с ситуацией, я поинтересовался: «Тяжелый день, да?» Однако она совершенно спокойно ответила: «Нет, не особо. Мне на самом деле нравятся подобные дни, потому что мы работаем как команда, чтобы пассажиры были в курсе дела и чувствовали себя комфортно, тогда уходишь домой с ощущением, что хорошо потрудился. Дни, когда все работает как часы, не приносят такого удовлетворения, нам по крайней мере!» (Я рад, что она добавила эти последние слова.)
Подобные связи между вашими сотрудниками устанавливаются не сразу, на это нужно время. Девушка-агент из «Хитроу» научилась полагаться на свою команду благодаря комплексу факторов. Она ежедневно трудилась бок о бок с дружелюбными коллегами. Ее менеджер прислушивался к ее предложениям и реализовывал их. Руководство компании следило, чтобы начальство организовывало мероприятия, которые позволяли сотрудникам лучше познакомиться друг с другом за пределами офиса. Подобные маленькие штрихи могут способствовать сплочению команды.
Я никогда не говорил об этом отцу, но я заметил, что, как только снег таял, соседи быстренько исчезали за своими заборами. Не совершайте эту ошибку в офисе. Не возвращайтесь к прежнему образу жизни, когда кризис преодолен. Проследите, чтобы дух товарищества сохранялся, потому что он пригодится не только в трудные времена, но и в благополучные.