Фото Reuters
Многие считают бизнес неизбежным злом, которое может приносить прибыль, но не меняет жизнь к лучшему. Недавно один журналист заметил, что это очень «противоречиво» с моей стороны хотеть, чтобы бизнес решал социальные и экологические проблемы и параллельно преследовал общественные цели помимо простого извлечения прибыли. Действительно, есть только один способ сделать мои компании успешными в долгосрочном плане – добиться, чтобы они приносили пользу обществу. И по мере того как все больше руководителей фирм и предпринимателей осознают это, мы начинаем видеть реальные изменения.
В прошлом опытные бизнесмены предостерегали новичков от следования моей стратегии. Они ссылались на то, что создать свой бизнес трудно и достаточно уже просто выживать. Тем не менее в последние годы мы стали свидетелями создания множества компаний, которые стремятся творить добро, а не просто получать прибыль. И они добились успеха, потому что эти идеи помогли им выделиться на фоне конкурентов.
Возьмите, к примеру, компанию TOMS, которая продает обувь и очки. На каждую пару ботинок или очков, проданных этой компанией, приходится еще одна пара, которую бесплатно получает нуждающийся ребенок. TOMS производит обувь в трех странах, а помогает беднякам в более чем 20 странах. Есть другой пример – Patagonia, компания, занимающаяся производством одежды для активного отдыха. У нее есть своя экологическая миссия – производить продукцию из вторсырья или безопасных для окружающей среды материалов. Обе эти компании процветают и приносят прибыль.
Все чаще предприниматели предлагают мне подобные бизнес-идеи. Победителем конкурса Screw Business As Usual, проводимого Virgin Unite, стал онлайн-проект Raise5, основанный предпринимателями из Торонто и собирающий средства на благотворительные цели. Их веб-сайт позволяет людям нанимать добровольцев для выполнения самой разной работы: от программирования до написания любовных писем. Волонтеры работают за благотворительные пожертвования, которые составляют всего 5 долл. Эти деньги идут на поддержку некоммерческих организаций.
В ходе последнего конкурса идей для бизнеса Pitch to Rich, проводимого в Великобритании нашей структурой Virgin Media Pioneers, начинающие предприниматели представляли свои проекты группе экспертов, в которую входили я и Ричард Рид из Innocent Drinks. Хотя у всех четырех финалистов были отличные идеи, один из них особенно выделялся. Это была фирма SafetyNet Technologies, которая придумала, как избежать попадания в рыбацкие сети мелкой и несъедобной рыбы и других морских обитателей. Компания разработала сети, имеющие специальные отверстия и огни, которые позволяют уменьшить вред, наносимый окружающей среде. Мне понравилась простота идеи и то, что она позволяет модернизировать уже используемые сети.
Если вы владеете малым бизнесом или создали стартап, хорошенько задумайтесь над списком ваших целей. Улучшение жизни ваших земляков и защита окружающей среды не должны быть просто включены в вашу стратегию в качестве некой запоздалой мысли о благотворительных пожертвованиях или волонтерских усилиях. Следует сделать это неотъемлемой частью вашего бизнес-плана, чтобы от этого зависел выбор поставщиков, сырья и маркетинговой стратегии. Вот список из шести шагов, которые следует предпринять:
1. Определите вашу главную цель.
Оцените социальные и экологические потребности районов, в которых вы собираетесь заниматься бизнесом. Каким образом вы можете способствовать решению таких больших проблем, как недостаток знаний об экологии или деградация окружающей среды? Какой бизнес вы можете создать, пытаясь удовлетворить эти нужды?
2. Решите, что имеет для вас значение и как будете оценивать достигнутые результаты.
Когда вы принимаете на вооружение стратегию, основанную на удовлетворении потребностей местного населения, ставьте перед своим бизнесом четкие цели. Но, вместо того чтобы просто требовать от сотрудников прибыли и выполнения плана продаж, добивайтесь, чтобы они решали социальные и экологические задачи.
Затем создайте систему измерения вашего прогресса. Четко отразите в цифрах ваше воздействие на планету. Создайте систему поощрений, чтобы сотрудники помнили о поставленных целях.
3. Знайте свои активы.
Составьте список всех ресурсов, которые имеются в вашем распоряжении. Включите в него все, начиная с вашей покупательной способности и потенциальной узнаваемости бренда и заканчивая энергичностью и энтузиазмом ваших сотрудников. Сюда можно даже включить то, как вы утилизируете отходы, если вы используете какие-то инновации в этой области.
4. Мобилизуйте местный социум.
Встретьтесь с местными руководителями и объясните им, чего хотите добиться. Расскажите о своих целях, методах работы и активах, попросите у них совета и узнайте их мнение. Если можете, убедите другие местные компании и некоммерческие организации работать вместе с вами.
5. Оцените ваши продукты, услуги и цепочки поставщиков.
Периодически анализируйте ваши цепочки поставщиков, оценивайте продукты и услуги, ваших клиентов и партнеров. С кем вы ведете бизнес? Пройдет ли ваш продукт или услуга эту тщательную проверку? Приносит ли ваша компания пользу тем сообществам, в которых она работает?
6. Прибавьте громкость.
Расскажите местным СМИ, профессиональным объединениям и политикам о вашей миссии. Объясните, как намерены делать правильный бизнес, приносящий пользу местным жителям. Подобно Raise5 или SafetyNet Technologies, вы способны помочь изменить восприятие бизнеса людьми. Сделать так, чтобы они считали его «неизбежным добром».
В своих предыдущих статьях я писал про Рэя Андерсона, основателя Interface, Inc., который произвел революцию в индустрии ковровых покрытий, поставив перед своей компанией цель радикально сократить количество отходов. Он однажды сказал: «Тем, кто полагает, что бизнес существует, чтобы приносить прибыль, я советую хорошенько подумать. Бизнес приносит прибыль, чтобы существовать. Безусловно, он должен существовать ради какой-то более высокой и благородной цели, чем эта». Рэй скончался в 2011 году, но наше поколение предпринимателей должно помнить эти его слова наизусть.