Фото Reuters
Мой девиз – «К черту все! Берись и делай». Если вы оставляете за бортом существующие правила бизнеса и начинаете все с чистого листа, иногда просто нужно сделать рывок, особенно если вы хотите принести пользу обществу и окружающей среде, а не только получить прибыль. Один из примеров успешного применения такого подхода – компания Grameen Danone, совместное начинание производителя продуктов питания Danone и базирующейся в Бангладеш организации Grameen Bank, которая выдает микрокредиты и помогает развитию местных общин.
В октябре 2005 года основателя Grameen Bank и разработчика концепции микрокредитования Мухаммада Юнуса пригласили на встречу с главой совета директоров Danone Франком Рибу и семью топ-менеджерами этой компании. Юнус не знал, о чем пойдет речь, но надеялся, что эти руководители захотят помочь в деле борьбы с бедностью. Сам Grameen Bank занимался именно этим, одалживая небольшие суммы денег малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, чтобы помочь им открыть свое дело или каким-то образом улучшить их положение.
На встрече Рибу дал Юнусу краткую справку о своей компании. Danone была основана в 1919 году как производитель йогуртов. Они продавались в аптеках как средство от кишечных расстройств. Потом компания стала выпускать и другие продукты и расширяться.
Когда в 1994 году Франк унаследовал руководство компанией от своего отца, Антуана Рибу, тот сказал: «Устойчивый рост невозможен, если он не сопровождается личным развитием и не приносит пользы людям». Сам Франк временами полагал, что правление Danone ставит прибыль выше стабильности и добрых дел.
Франк объяснил Юнусу, что йогурты Danone – важный продукт в рационе питания во многих уголках мира, включая развивающиеся страны. Но добавил: «Мы хотим продавать наши продукты не только обеспеченным людям в этих странах. Мы хотим накормить бедных. И мы надеемся, что вы поможете нам в этом».
Юнус быстро осознал масштабы открывающихся возможностей. Danone – одна из крупнейших международных корпораций, чьи активы оцениваются в десятки миллиардов. Он тут же предложил Grameen и Danone вместе производить и распространять продукты, обогащенные витаминами, которые можно продавать в Бангладеш вразнос и за сущие копейки. Голодные, в первую очередь дети, будут накормлены, а компания окупит свои расходы.
«Так сделаем же это», – сказал Рибу, и они пожали руки.
Юнус пребывал в замешательстве по поводу того, осознает ли Рибу, что Danone придется создать огромную новую организацию и придется вложить в нее минимум миллион евро. Организацию, которая не будет приносить прибыль, но будет при этом эксплуатировать главные ресурсы Danone.
В тот же день Юнусу позвонил Эммануэль Фабер, глава азиатского подразделения Danone. Он попросил Юнуса отправить ему свою исходную концепцию нового предприятия, чтобы немедленно начать реализацию проекта.
«Это было невероятно, как быстро они работали! – сказал мне Юнус. – Мы создали что-то принципиально новое – первую в мире транснациональную социальную компанию».
Бизнес в привычном понимании слова полетел в тартарары. Вместо огромных фабрик инженеры Danone разработали компактное оборудование, соответствующее условиям Бангладеш с его плохими дорогами и слишком ненадежной подачей энергии.
Что особенно вдохновляло в этом начинании, так это потребность в больших объемах молока. А ведь клиенты банка Grameen многие годы брали кредиты, чтобы купить коров. Местные фермеры уже продавали свое молоко вразнос, и с йогуртами получилось примерно то же самое. Продавцы получали 10% комиссии. А благодаря быстрому товарообороту йогурты всегда оставались свежими, несмотря на жару.
Жители Бангладеш предпочитают очень сладкие напитки и десерты. Чтобы йогурт больше пришелся им по душе и чтобы перебить привкус витаминов, в состав продукта добавили немного патоки и тростникового сахара. Кстати, оказалось, что и то и другое произрастает и производится на месте. Йогурт назвали Shokti Doi, что означает «сильный, как лев». И на упаковке нарисовали мультяшного льва, как это любят дети.
Ровно через год, в октябре 2006-го, компания Grameen Danone уже слаженно работала, обеспечивая бангладешцев питанием и рабочими местами. Йогурт продавался за копейки, так что даже самые бедные могли себе позволить покупать его регулярно. В тот же год Юнус и Grameen Bank получили Нобелевскую премию мира за усилия по экономическому и социальному развитию бедных регионов.
Несмотря на то что Юнус был вынужден уйти из Grameen Bank, он остался крупным специалистом в микрокредитовании и социальном бизнесе. И он продолжает свою борьбу с бедностью.
Тот факт, что этот революционный проект был запущен в течение года, показывает огромную силу хорошей идеи. И многое из деятельности GrameenDanone может быть заимствовано существующими компаниями. Всегда ли вами движет в первую очередь желание заработать? Окиньте пристальным взглядом свои ресурсы и все, что нужно, чтобы добиться перемен – начиная с ваших сотрудников, ваших продуктов и услуг и заканчивая поставщиками. Настало время перемен – время поддержать людей там, где вы работаете, и позаботиться об окружающей среде.