Фото Reuters
Делать добро – хорошо для бизнеса.
Это один из базовых принципов инициативы Capitalism 24902: что нам нужен новый подход; что деятельность на пользу общества и окружающей среды может стать движущей силой капитализма. Новое поколение предпринимателей переворачивает наше представление о целых отраслях экономики. Один из его лидеров – Джефф Сколл, который перевернул вверх тормашками киноиндустрию и использует ее как средство для продвижения перемен.
Джеффу сейчас 47, а когда он рос в Торонто, ему хотелось рассказывать людям такие истории, которые заставили бы их задуматься о важных вещах и начать действовать. Для начала он решил стать финансово независимым. Во время учебы в бизнес-школе Стэнфорда он подружился с Пьером Омидьяром. Джефф получил диплом в 1995 году, а вскоре после этого Пьер предложил ему создать сайт, на котором люди могли бы продавать друг другу разные вещи в формате аукциона. Так появилась компания eBay, а Джефф стал ее первым президентом.
Джефф, который до того делил жилье с еще пятью парнями, вдруг стал обладателем неожиданного и быстро растущего состояния. Он стал задумываться о том, как разделить свое богатство с миром. Он переговорил с Джоном Гарднером, который в 60-е годы при президенте Линдоне Джонсоне был архитектором социальной программы Great Society, и задал ему вопрос: «Что мне делать со всеми этими деньгами?» Джон посоветовал ему: «Делай ставку на хороших людей, делающих добро».
Тогда Джефф создал Фонд Сколла, который является одной из крупнейших структур, поддерживающих социальных предпринимателей. Многие из тех, кто получил помощь от фонда, добились значительных результатов: например, Мэтью и Джессика Флэннери основали организацию Kiva, которая собирает пожертвования для микрофинансирования малого бизнеса по всему миру.
В начале 2000-х годов Джефф стал задумываться о фильмах, которые вдохновляли его в детстве и молодости, например, «Ганди» или «Список Шиндлера». Во время поездок в Лос-Анджелес он обнаружил, что там нет продюсерских компаний, которые думали бы об общественных интересах. Голливудские студии вкладывали деньги в боевики, триллеры, истории о супергероях и сиквелы. Большие студии хотели только развлекать, поскольку они считали, что аудитория только этого и хочет, а плохие новости денег не приносят.
В 2004 году Джефф основал Participant Media, а в следующем году эта компания выпустила первые фильмы: North Country, Syriana, Murderball и Good Night, and Good Luck. В общей сложности эти фильмы получили 10 номинаций на «Оскар» и одну золотую статуэтку. Выход каждого фильма сопровождался пропагандистско-правозащитной кампанией, чтобы люди могли узнать больше и обсудить свои впечатления в специальной соцсети, созданной Participant, или в сетях – партнерах акции. Фильм North Country, в котором играла Шарлиз Терон, способствовал, например, продлению действия Акта о насилии в отношении женщин в США. Благодаря пропагандистской кампании, сопровождавшей выход фильма The Cove о массовом убийстве дельфинов в Японии, масштабы охоты на дельфинов в этой стране сократились, а временами она вообще прекращалась.
Компания Participant также занималась дистрибуцией или полностью финансировала и продюсировала такие фильмы, как «Неудобная правда», «Война Чарли Уилсона», «Обратный отсчет» и «В ожидании супермена». Все эти фильмы призывали людей делать добро и добиваться перемен, а Джефф создал организацию TakePart, которая помогала людям предпринимать конкретные шаги.
Все организации, основанные Джеффом Сколлом, преследовали одну цель – создание стабильного мира, процветающего и живущего без конфликтов. Например, Skoll Global Threats Fund – фонд, созданный в 2009 году для решения таких вопросов, как изменение климата и распространение оружия массового поражения, – предоставил консультантов для съемок совместно с Warner Bros фильма о пандемии «Заражение». Participant почти всегда привлекает социальных предпринимателей из Skoll Foundation к участию в кампаниях, сопровождающих выход фильмов. Capricorn Investment Group, основанная Джеффом, инвестирует средства в компании, которые решают важные экологические и социальные проблемы.
Группа решает, на чем сосредоточить усилия, в зависимости масштабов проблемы и ее остроты. Большое значение имеет то, насколько эффективна организация или проект, который должен дать решение. Наконец, иногда все решает дух авантюризма и предпринимательское чутье.
Я как-то сказал Джеффу, что вся бизнес-модель компании Participant основана на том, чтобы рассказывать неудобную правду. Джефф скромный парень, и он просто ответил, что надеется именно на это. Он не стремился заработать, когда создавал свою кинокомпанию, поскольку социальная цель была для него важнее прибыли. Чего Сколл не ожидал, так это того, что его фильмы принесут доход просто потому, что он и его команда делают очень правильные и нужные вещи.