В прежние времена говорили, что детей должно быть видно, но не слышно. Чтобы обосновать свое решение, родителям было достаточно фразы «Потому что я так сказал!» Этот авторитаризм затем переносился в школьные классы и на работу, где учителя и менеджеры просто-напросто становились теми людьми, чье слово – закон.
Но времена изменились, и теперь если уже что-то меня и бесит, так это фразочки вроде «О'кей. Вы здесь босс». Потому что в большинстве случаев это означает: «О'кей. Я не согласен с тобой, но я сделаю это, поскольку ты мне велел. Если это не сработает, я первым напомню всем, что это была не моя идея».
В современном деловом мире беспрекословное подчинение боссу является анахронизмом. И наоборот, авторитарность вовсе не является желательным качеством для менеджера.
К счастью, многое изменилось не только на работе, но и дома. Здоровые дискуссии были частью образа жизни моей семьи. Хотя последнее слово обычно оставалось за моей матерью (так происходит до сих пор), мои сестры и я могли высказывать свои соображения практически по любому поводу.
В школе, однако, все было иначе. Моя дислексия и мятежный дух привели к тому, что я был обречен стать своим собственным боссом. Как сказал директор школы Стоув, когда я решил бросить учебу: «Поздравляю, Брэнсон. Ты либо окажешься в тюрьме, либо станешь миллионером».
Случилось так, что начиная с того самого дня я всегда оставался собственным боссом, а за решетку попал всего один раз, но очень ненадолго!
Латынь никогда не была моим любимым школьным предметом (на самом деле у меня вообще не было любимых предметов, кроме спорта), но одно слово на латыни врезалось мне в память – глагол educere. Помню, как я был удивлен, узнав, что корень слова «образование» означает «вести вперед». До того я думал, что образование сводится к зубрежке и вдалбливанию знаний в головы учеников. Плохой учитель, как и плохой начальник, действительно будет учить или руководить, вдалбливая свое мнение подчиненным, а хороший учитель и деловой лидер поступят совсем иначе – они будут черпать мнения и идеи у своих учеников и сотрудников.
Если вы начинаете замечать, что вы и ваши менеджеры, несмотря на все усилия с вашей стороны, отдают распоряжения и приказы, вместо того чтобы утверждать решения сотрудников в первую очередь, внимательно присмотритесь к тому, как организовано ваше офисное пространство. В значительной степени традиционная структура менеджмента предопределяется самой планировкой большинства офисных зданий, она берет начало в угловом офисе на верхнем этаже и распространяется до темных закутков на первом этаже или в подвале, предназначенных для сотрудников низшего ранга.
Такие иерархические поэтажные планы нечасто встретишь в прогрессивных компаниях. Мы не стали строить для Virgin Group всемирную штаб-квартиру из стекла и бетона. На протяжении всей карьеры мой офис располагался в трех местах: плавучем доме, просто в моем доме и в моем гамаке. Все наши компании помещаются в зданиях, скроенных под их нужды, а центральный офис располагается в старом школьном здании. Это совсем непохоже на корпоративный храм.
Я был фанатом открытых офисных пространств еще с первых дней существования нашей компании, когда мы просто сидели на креслах-мешках в нашем магазине звукозаписей, приглашая клиентов послушать музыку и поболтать с нашими сотрудниками, а не пытались что-нибудь продать им по-быстрому и выставить их вон. Нам нужно много общего пространства для мозговых штурмов, нужны комнаты для отдыха и кухни, где работники смогут естественным образом собираться и обсуждать дела. Стены, двери, рабочие столы и другая конторская мебель – это все барьеры для коммуникации.
А теперь взгляните на себя: лидер очень сильно отличается от босса. Многие генеральные директоры компаний являются боссами, а не лидерами. Они руководят своими сотрудниками, сидя в глубоком бункере, расположенном далеко позади передовых позиций. Однако сидеть в зале для совещаний и выслушивать даже самые подробные сводки с передовой – это далеко не то же самое, что быть на месте событий, видеть, слышать и понимать, как происходит взаимодействие с клиентами. Если вы не бываете достаточно часто на передовой во главе ваших сотрудников, вы просто не сможете оставаться в курсе реалий бизнеса.
Так что в следующий раз, когда кто-нибудь, направляясь к двери, бросит вам фразу «О`кей, вы здесь босс», остановите этого человека и скажите ему: «Не совсем, мы все в одной лодке. Иди-ка обратно и расскажи мне, как бы ты поступил на моем месте?» Еще лучше, если вы в следующий раз навестите этого человека на его рабочем месте, проведете смену или хотя бы несколько часов рядом с ним и спросите его мнение о том, как идут дела. Хороший пример заразителен, и настоящий лидер должен помнить об этом.