В трудные времена молодые предприниматели, которые видят, как нелегко приходится местным компаниям, могут потерять веру в свои силы, потому что им предстоит выходить на те же самые рынки. В последнее время многие спрашивают у меня, следует ли им сейчас приступать к реализации своих идей и открывать новые компании. Некоторые интересуются, насколько изменились экономические условия с тех пор, как я в подростковые годы создавал свой первый бизнес, и что я посоветую им сделать по-другому.
Поразмыслив над этими вопросами, я пришел к выводу, что начинающие предприниматели по всему миру сталкиваются со схожими проблемами. Многие из них мне пришлось решать, когда мы с друзьями создали в конце 60-х журнал Student. В числе самых главных: необходимость найти свою нишу, чтобы отличаться от других подобных предприятий; наличие смелости взяться за реализацию своих идей; способность прыгнуть выше головы уже на ранних этапах; и поиск средств для развития бизнеса. Однако в отличие от моего поколения сегодняшние начинающие предприниматели имеют одно большое преимущество: возможность выходить на зарубежные рынки, а не только на местные и национальные.
Ранее в этом месяце я побывал в Йоханнесбурге, в названном моим именем Центре предпринимательства, где встретился с группой молодых бизнесменов, стремящихся узнать, как развивать свои компании. В ходе этой встречи двое молодых предпринимателей, приехавших из Великобритании, Эшли-Рэй Тэппинг и Амман Ахмед обозначили ряд вопросов, которые требуют срочного решения. Они оба участвуют в пилотной программе, организованной Virgin Media – нашей компанией, которая занимается СМИ, телекоммуникациями и широкополосным доступом в Великобритании. Эта программа называется Virgin Media Pioneers и предназначена для поддержки стартапов.
Тэппинг – лондонский дизайнер, и ей 23 года. С 14 лет она работала и копила деньги на открытие собственного дела – модный бренд и мультимедийный портал о моде. Она рассказала, что одним из самых больших препятствий для нее стала нехватка знаний о том, как управлять бизнесом. Большую часть знаний она получила, читая учебники и автобиографии предпринимателей, начинавших с нуля. Ей также было трудно добиться, чтобы люди принимали ее всерьез, потому что она была слишком молода.
Ахмеду 24 года, и он из Манчестера. Он открыл свой бизнес сразу после окончания университета, однако ему не удалось найти финансирование для реализации «потрясающей» идеи – создания серии CD и онлайн-архивов с музыкой, которая помогает засыпать или расслабляться. Он пытался продавать эти записи отелям, авиакомпаниям и просто через музыкальные магазины, но не преуспел. Тогда он решил использовать возможности Интернета и создал собственный бренд социальных медиа, чтобы установить прямой контакт с клиентами.
С учетом их опыта я сформулировал пять правил, которые помогут вам избежать основных ошибок при открытии собственного дела.
1. Ищите «окно возможностей», которое открывается в трудные времена.
В период экономических бурь крупные компании часто слишком заняты борьбой за выживание и поэтому медленно внедряют новинки и адаптируются к новым условиям. Это дает шанс молодым проворным компаниям и открывает уникальные возможности для создания своего бизнеса.
Помните, что не всегда достаточно просто найти богатых инвесторов. В нынешних условиях прямой маркетинг, к которому прибег Ахмед, был очень умным ходом: вместо того чтобы возиться с посредниками, озабоченными сокращением издержек, он сосредоточил усилия непосредственно на потребителях.
2. Воплощайте ваши идеи в реальность.
Тот факт, что и Ахмед, и Тэппинг решились открыть свое дело, свидетельствует об их недюжинной смелости. Очень много хороших идей остаются нереализованными, потому что человеку не хватает духу начать. Затем множество новичков терпят неудачу, потому что им не хватает решимости, чтобы справиться с трудностями. Соберите волю в кулак, сделайте первый шаг, а потом двигайтесь вперед.
3. Мыслите глобально.
Не ограничивайтесь местными возможностями. Смотрите, какие возможности в плане производства, поставок, дистрибуции и продаж есть на рынке вашей страны и на международных рынках.
Для начала имеет смысл посмотреть, как ваши сверстники за рубежом начинали свой бизнес. Во время поездки в Йоханнесбург Тэппинг внимательно изучила возможность наладить производство одежды под ее брендом в ЮАР, а также выясняла, что ей даст собственное производство тканей.
Помните также, что современные технологии связи и глобальный характер современного бизнеса облегчают поиск рынков в других странах. Как только вы будете уверены, что способны поставлять свой продукт или услугу на эти рынки, начинайте обрабатывать потенциальных покупателей.
4. Связи, связи, связи.
В случае с Тэппинг многие вопросы проще всего было решить, посоветовавшись с опытными бизнесменами, работающими в модной индустрии или в сфере медиа.
Если вы сталкиваетесь с проблемой, беседа с теми, кто открывал бизнес или работал в этой области, поможет вам найти оптимальное решение. Когда, будучи молодым предпринимателем, я открыл авиакомпанию, бесценную помощь мне оказал своими советами Фредди Лейкер, основатель Laker Airways. Он помог мне с самого начала выработать правильный подход к маркетингу.
5. Выживание – первейшая задача.
Стартапу приходится труднее всего в первые несколько лет. Большинство предпринимателей терпят неудачу, когда в первый раз открывают свое дело. Чтобы справиться с трудностями и продолжить движение вперед, нужно верить в себя и свои идеи.
Не важно, где или когда вы создаете свой бизнес, это будет серьезное испытание. Зато, когда вы работаете на себя и сами ставите цели, успех особенно сладок.