Удручающие новости из Европы и США, массовые протесты на Уолл-стрит, в Лондоне и по всему миру, а также близкий крах греческой экономики заставляют многих ставить под сомнение существующие методы ведения бизнеса. Эти люди уверены, что наше общество сбилось с пути, погрязло в алчности и думает только о сиюминутной выгоде в ущерб инвестициям в будущее.
Не следует забывать, что капитализм сделал наш мир лучше, создал рабочие места, подстегнул научно-технический прогресс и вывел множество людей из нищеты. Тем не менее население Земли увеличивается, и растущие потребности в товарах и услугах истощают природные ресурсы. И одновременно усиливается экономическое неравенство.
Бизнес в привычном понимании больше не устраивает людей. По всему миру крепнет осознание того, что надо найти способ контролировать рынок с учетом интересов общества и потребностей планеты.
Хорошая новость заключается в том, что все это открывает великолепные возможности. Бизнес может стать естественной силой, которая изменит мир к лучшему. И тому есть множество отличных примеров. Некоторые из этих компаний вполне прибыльны. Взять хотя бы Participant Media, снимающую социально направленные фильмы, которые не только развлекают, но и вдохновляют весь мир. Или компанию Barefoot Power. Благодаря ей первый миллион жителей Земли получил электроэнергию от солнечных батарей. Вместо того чтобы выжимать прибыль для держателей акций, некоторые из этих компаний вкладывают доходы в свое развитие. В связи с этим можно вспомнить журнальное издательство The Big Issue, которое обеспечивает работой бездомных. Или организацию Khan Academy, которая обучает математике через Интернет, меняя наше представление об образовании.
Virgin всегда была в тесном контакте с клиентами и уделяла повышенное внимание качеству обслуживания. Поэтому мы стремимся совмещать получение прибыли с социальными проектами и заботой об окружающей среде. Сразу после создания компании, продававшей музыкальные записи по почте, мы открыли консультативный центр для студентов. Там можно было получить информацию, касающуюся безопасного секса. Позже, в 1987 году, – в рамках борьбы с распространением СПИДа – мы наладили производство презервативов под маркой Mates Condoms.
Группа Virgin продолжила работать в этом направлении, и, чтобы направить предпринимательскую энергию в нужное русло, семь лет назад мы открыли некоммерческий фонд Virgin Unite. Фонд помогает всем компаниям нашей группы осуществлять перемены к лучшему. А совсем недавно предоставляющая банковские услуги компания Virgin Money создала благотворительный интернет-ресурс Virgin Money Giving, который собрал в Великобритании 65 млн. фунтов пожертвований. В США телекоммуникационный оператор Virgin Mobile обратился к общественности за помощью для бездомной молодежи. Эта кампания уже помогла 35 тыс. молодых людей.
Фонд Virgin Unite также помогает компаниям находить партнеров для реализации независимых программ с новым подходом к мировым проблемам, таких как Carbon War Room (Углеродный оперативный штаб. – «НГ»), который предлагает рыночные решения проблемы глобального изменения климата. Штаб стремится найти 650 млрд. долл. инвестиций для программы энергосбережения во Флориде и Калифорнии. Ее реализация позволит создать более 17 тыс. рабочих мест.
Мы называем этот новый подход к ведению бизнеса «Капитализм 24 902», и мы работаем над тем, чтобы руководители предприятий по всему земному шару (24 902 мили в окружности) направили свои усилия на помощь людям и планете. Это не вопрос предпочтения социальных благ прибыльности. Речь идет о том, чтобы соображения пользы для общества и окружающей среды стали движущей силой капитализма.
Для многих новых компаний эти приоритеты изначально становятся ключевыми ценностями, но и множество давно существующих фирм пересматривают свою деятельность, причем с прибылью для себя. Предприятие по производству ковров Interface Global – хороший пример того, как работает новый подход. В сфере, известной масштабными токсичными выбросами в окружающую среду, Interface Global изменила методы получения сырья, производства ковров и утилизации отходов – и увеличила свои доходы.
Есть и другие истории успеха. В 2007 году компания Marks and Spencer запустила программу под названием Plan A и в результате сейчас повторно использует 94% отходов своих магазинов. А выбросы парниковых газов сократила на 13%, благодаря чему только в 2010 году сэкономила 70 млн. фунтов. Компания General Electric запустила проект Ecomagination, чтобы разрабатывать новые энерго- и водосберегающие продукты и услуги. За пять лет они вложили в исследования и их реализацию идей 5 млрд. долл. И, по их словам, получили 70 млрд. долл. прибыли. Как предприниматели и руководители компаний, мы можем пойти тем же путем и получать прибыли.
Как ваша компания может помочь местному социуму? Если вам не хватает идей, прислушайтесь к предложениям сотрудников и наделите их полномочиями делать все необходимое для людей и планеты. Потому что в конечном счете главное в программе «Капитализм 24 902» – это люди. Дайте вашей команде возможность изменить ситуацию к лучшему, и они возьмутся за проект с энтузиазмом и самоотдачей.
В моей новой книге Screw Business as Usual («К черту бизнес по-старому». – «НГ») как раз рассказываются истории людей, которые уже доказали, что бизнес может быть силой, действующей во благо. Для следующей книги нам нужны ваши идеи. Добро пожаловать с ними на www.virginunite.com.