Пару месяцев назад я писал о том, как важно, чтобы топ-менеджеры отправлялись «кочевать», то есть при первом удобном случае покидали свои офисы и, чтобы лучше узнать сотрудников, делали обход своего предприятия, будь то фабрика или бухгалтерия банка. Но недавно один мой друг задал мне задачу: «Ты совершенно прав, Ричард, но есть множество людей, которым лучше бы сидеть взаперти в офисе».
Он рассказал мне о женщине-директоре, которая обожала «кочевать», но, как правило, это оканчивалось плачевно. Оказалось, что эта дама просто не в состоянии найти нужные слова, чтобы выразить свою признательность сотрудникам. Куда она ни приходила, она сеяла вокруг себя уныние, поскольку все ее похвалы были сомнительными, по аналогии с расхожей фразой итальянцев: «Муссолини хотя бы заставил поезда ходить по расписанию». Ее попытки сделать кому-нибудь комплимент выглядели столь неубедительно, что лучше бы она вообще молчала.
Что интересно, в семейной жизни тоже надо обладать деликатным умением делать комплименты. Например, кто-то из членов семьи не жалел сил, чтобы приготовить отличный ужин, а после трапезы подросток заявляет что-то вроде: «Да уж, десерт был что надо!» – это подразумевает, что остальная еда была так себе.
Иногда руководители компаний точно так же не отдают себе отчета, сколько вреда могут причинить неправильно построенные фразы. Недавно я слышал, как президент транснациональной корпорации выступал перед собравшимися в зале: «Я очень высоко ценю работу нашей руководящей команды в трудные для компании времена». Я подозреваю, что дежурную фразу «очень высоко ценю» вряд ли можно считать похвалой, после которой они могли бы отправиться домой в хорошем настроении. Сотрудникам должно быть предельно ясно, что их достижения замечены и отмечены.
Есть масса аналогичных примеров. Часто неправильное восприятие похвалы связано с попытками завуалировать плохие новости. Меня передергивает, когда менеджеры говорят: «Мы справились не так уж плохо». Однако это ведь не означает, что все получилось как надо. Или: «Этот год оказался лучше, чем предыдущий», когда все знают, что прошлый год был катастрофическим. Уже упомянутая мной глава компании на вопрос, как поживает ее бизнес, любит отвечать: «Могло быть и хуже».
Иногда недопонимание могут вызывать сами тонкости языка. В первые годы существования Virgin Records к нам в Лондон из США приезжал руководитель одной из ведущих музыкальных компаний. Из-за его манеры общаться мы подозревали, что ему не совсем нравятся наши артисты и то, чем мы занимаемся в нашей звукозаписывающей компании. И только после серии поездок в США до меня дошло, что в его словах не было неодобрения, совсем наоборот!
Все дело было в разнице употребления слова «довольно». В британском обиходе, если кто-то говорит: «Считаю, у вас довольно хорошие группы» – это значит, что артисты так себе. Если то же самое говорит американец, он может иметь в виду, что у вас «очень хорошие группы».
Вне зависимости от ситуации руководитель компании обязан четко излагать свои мысли, говорить просто и ясно. Это нелегко, но необходимо.
Во многих случаях нужно просто следить за реакцией подчиненных. Главе компании, у которой трудности в общении с сотрудниками, следует наконец обратить внимание на их дискомфорт. Если она сможет мысленно поставить себя на их место, то и подобрать нужные слова в ответ тоже сможет.
На опасения моего друга по поводу возможного негативного влияния обхода компании я отвечу так. Согласен, что это не лучшая идея, если день у вас не задался. В таком случае лучше тихо сидеть и не высовываться. Но если вы все-таки решили выбраться из кабинета, избегайте фраз: «В этом году у нас все о’кей».
Как советует старая песня 40-х годов, «делайте акцент на позитиве, избегайте негатива, держитесь уверенно и не связывайтесь с посредниками».
Если вы с этим справитесь, все у вас будет отлично!