Можно ли научить предпринимательству? Может ли целеустремленный руководитель компании научиться правильно выбирать стратегию, команду, оценивать риски, а затем преодолевать возникающие трудности?
Принимая во внимание, что ведущие экономики Запада демонстрируют в лучшем случае вялый рост, многие политики и бизнесмены стремятся найти ответы на эти вопросы. Поскольку, чтобы оживить мировую торговлю, срочно необходимо новое поколение энергичных предпринимателей, которые встряхнули бы рынок и создали новые рабочие места.
По моему опыту, предпринимательский успех зависит от довольно необычной комбинации личных качеств и инстинктивных умений, большинство из которых можно отточить в процессе работы. Теоретического курса недостаточно. Большинство начинающих предпринимателей нуждаются в помощи заслуживающего доверия наставника.
Важно, чтобы опытные директора компаний тренировали на месте молодых предпринимателей. Это один из быстро приносящих результаты способов способствовать экономическому росту своего региона. Многие молодые предприниматели, если им дать полезные советы при открытии компании, со временем создадут рабочие места. Чтобы найти наставника в своем регионе, им следует обращаться за консультацией в местные университеты, объединения предпринимателей и центры развития малого бизнеса.
С помощью нашего фонда Virgin Unite и при финансовой поддержке компаний Virgin и местных бизнесменов наша команда основала два Центра предпринимательства Брэнсона. Это некоммерческие организации, которые дают возможность предпринимателям встретиться с наставниками, общественными деятелями и инвесторами, чтобы обсудить проекты, получить практические навыки и рассказать о своих идеях.
С тех пор как шесть лет назад мы открыли первый Центр Брэнсона в Йоханнесбурге, ЮАР, в наших программах приняли участие более сотни предпринимателей. И сейчас активно действуют 11 созданных ими компаний. Они обеспечили рабочими местами множество людей. Один из недавних «выпускников» – модный дизайнер Лесего Малатси, чьи удивительные наряды были показаны в сентябре на Неделе моды в Лондоне.
Всего несколько недель назад мы открыли вторую школу на Ямайке. Новый курс из 15 человек учится создавать компании в различных областях, от гостиничного бизнеса до образовательных услуг и переработки промышленных отходов.
Кто-то из ваших знакомых пытается открыть свою компанию? Как наставник, вы должны помнить следующее:
1. Хороший наставник говорит все как есть.
Ваша главная задача – помочь начинающему предпринимателю справиться с неуверенностью в себе и разобраться в ситуации. Оценки могут быть очень личными. Какой стиль управления компанией свойственен вашему подопечному? Как его усовершенствовать? Возможно, ваши критические замечания выслушивать трудно, но вы должны очень четко объяснить, что ваш подопечный делает не так.
2. Соберите команду наставников.
Многие предприниматели нуждаются в помощи сразу в нескольких областях. Из-за моей дислексии в юности мне было трудно производить вычисления, так что мне помогал друг семьи по профессии бухгалтер. Его советы были ключом к пониманию того, как работает бизнес и как управлять компанией. Если вы не в состоянии дать своему подопечному все необходимые советы, найдите того, кто может это сделать.
4. Учите подопечных быть смелыми.
Когда основатели нашего центра на Ямайке набирали нынешний курс, выяснилось, что все, кто подал заявку, рассчитывали с помощью этой программы облегчить себе доступ к кредитам, но в итоге только 14% выпускников попросили о ссуде. В разных культурах существуют различные препятствия для обращения к потенциальным инвесторам. Почти все нуждаются в совете и помощи в этом деле. Поделитесь своим опытом, разберите конкретные шаги и практические подходы.
4. Познакомьте подопечного с нужными людьми.
Новички часто испытывают трудности с привлечением клиентов, а когда количество заказов растет – с тем, чтобы держать издержки под контролем. И тут все зависит от того, есть ли у компании доступ к инвесторам. Будьте готовы задействовать свои связи и обратиться к старым университетским друзьям. Все средства хороши, чтобы помочь вашему подопечному выйти на тех, кто, как вы, оценит потенциал его компании.
5. Добейтесь известности.
Когда я только начинал свою карьеру в бизнесе, сэр Фредди Лейкер, знаменитый британец, ставший одной из легенд авиабизнеса, посоветовал рекламировать компанию, используя мою известность. И эта стратегия хорошо сработала в случае с Virgin. Он верил, что небольшие компании могут выжить и преуспеть, если они хорошо известны и правильно позиционировали себя на рынке. Новички часто упускают из виду потенциальные возможности рынка. И именно вы можете обратить на них внимание своего подопечного.
6. Самое главное – настойчивость.
Запуск компании – рискованное занятие. И важно, чтобы мы помогли новичкам осознать, что провал на ранней стадии – это всего лишь приобретенный опыт, а не конец карьеры в бизнесе. И что самое главное, если что-то пошло не так, нужно оправиться от поражения и вернуться в строй.
А вы знаете, что нужно, чтобы привести начинающего предпринимателя к успеху? Предлагаю поделиться опытом. Пожалуйста, напишите мне по адресу richard.branson@nytimes.com и расскажите, как вы помогаете предпринимателям в своем регионе.