Ничто не может сравниться с первыми безумными днями, когда вы начинаете реализацию нового амбициозного проекта. Это время высокого напряжения и большого риска. В совместных трудах крепнут командный дух и чувство товарищества, которые помогут вашим сотрудникам пройти через горнило испытаний. В будущем вашей команде не часто придется так выкладываться, как в этот период.
Стадия запуска нового проекта идеально подходит для того, чтобы определиться, годитесь ли вы на роль генерального директора. Если предприниматели имеют достаточно энергии для создания компании и даже могут добиться успеха, казалось бы, на пустом месте, это еще не значит, что все они способны хорошо управлять компанией в дальнейшем. Своевременное признание ваших слабостей жизненно важно для будущего вашей компании.
В один прекрасный день вы превратитесь из новичка в стабильную компанию, и станет гораздо сложнее поддерживать тот же энтузиазм, который сопутствовал началу вашей деятельности. И задачей вашей команды станет следить за тем, чтобы у сотрудников сохранялась мотивация. Этот тот самый поворотный момент, когда вам предстоит определиться со своей ролью: кто вы – предприниматель или руководитель?
Если вы рассчитываете стать генеральным директором, вам придется еще на стадии запуска компании разобраться во всех аспектах ее деятельности. Легкого пути здесь нет, чтобы вникнуть в суть вопроса, потребуются терпение и напряженная работа. Когда генеральным директором Virgin Blue был Бретт Годфри, он настаивал, чтобы топ-менеджеры освоили все виды работ в авиакомпании, включая погрузку багажа. (Мне после такого испытания пришлось показаться врачу.) Подобная практика готовит вас к тому, чтобы с расширением бизнеса должным образом делегировать полномочия своим сотрудникам. Когда подчиненные будут приходить к вам с проблемами, вы сможете дать дельный совет, основанный на собственном опыте и знаниях о том, как работает компания.
Подписывайте каждый чек и проверяйте каждую накладную, и вскоре вам станет ясно, на что идут деньги, как они циркулируют внутри вашей компании и на что тратятся. Познакомившись с ежедневными финансовыми делами компании, вы себя спросите: «А для чего, собственно, нужны эти траты?» И сможете решительно сократить ненужные расходы. Даже в группе Virgin я проделываю это уже много лет, ежемесячно подписывая каждый шестой чек, и о том же прошу наших исполнительных директоров.
Самое важное для руководителя – быть хорошим психологом и уметь превратить большую группу людей в коллектив и справляться с трудностями, возникающими в ходе ежедневной работы компании. Используйте начальный период, чтобы оценить свои сильные и слабые стороны как руководителя. Узнайте истинное мнение о результатах вашей работы у лучших экспертов. Прикиньте, как вы будете воодушевлять и мотивировать других, чтобы они взаимодействовали между собой и выполняли порученную им работу.
Вам потребуется известная доля великодушия, чтобы правильно судить о достоинствах людей, уметь оценить пределы их возможностей и доверять им какие-то обязанности. Самые важные для хорошего менеджера качества – это оптимизм, восприимчивость к открывающимся возможностям и уверенность в себе. У одних эти качества выражены больше, чем у других. А как насчет вас?
Вы способны сделать так, чтобы люди продемонстрировали свои лучшие качества? Высококлассные руководители редко критикуют членов своей команды. Людям для роста и процветания нужно поощрение, как цветам вода. Сотрудник, совершивший «ужасную» ошибку, редко нуждается в том, чтобы ему на нее указали. Обычно он сам все хорошо понимает. Вместо этого руководителю лучше сосредоточиться на том, чтобы помочь сотруднику вынести из случившегося урок и восстановить его пошатнувшуюся уверенность в себе.
А вы сами признаете свои ошибки и приносите за них извинения? Вы будете поражены, узнав, насколько люди ценят это качество в своих начальниках и как многому могут научиться на опыте своих руководителей. Признание собственных ошибок и обсуждение их – крайне важно и требует смелости. Если вы продвинули кого-то по службе, а он не справляется, обсудите эту проблему с коллективом, признайте свою ошибку, предложите сотруднику вернуться на прежнюю должность и поддержите его во время перемещения. Не каждый руководитель способен справиться с этой трудной ситуацией и провести неприятный разговор.
Грамотное руководство заключается еще и в открытом общении. В объяснении, почему принимается то или иное решение и в каком направлении двигается компания. Ваши высказывания должны оказывать влияние без запугивания сотрудников или высокопарных фраз. Просто расскажите о целях, которых нужно достичь. В то же время хорошие руководители постоянно расспрашивают, как люди делают разные вещи, и воодушевляют сотрудников заниматься тем же. Они всегда готовы подстроиться под изменившиеся условия работы.
Природный дар руководителя – действительно ценное качество, тем не менее многие лидерские качества можно в себе выработать. Спросите себя, на кого из друзей или коллег вам хочется равняться в выбранном виде деятельности. Откровенно расскажите этому человеку о своем желании совершенствоваться. Опыт взаимодействия в качестве наставника и ученика может быть полезен вам обоим.
В конце пути, если вы сами и эксперты сойдетесь во мнении, что вы годитесь на роль руководителя, вы можете стать генеральным директором и способствовать росту своей компании. Если же вы лучше проявите себя как предприниматель, тогда вам понадобится кто-то, кто займет ваше место. Ищите человека с вышеупомянутыми качествами, и когда найдете себе замену, выделите ему достойную долю в компании, поскольку именно от этого человека будет зависеть дальнейший успех компании.
А теперь пришло время двигаться вперед и браться за ваше следующее начинание. Какая там интересная идея у вас на уме?
(Выдержки из книги сэра Ричарда Брэнсона «Обнаженный бизнес»)