– Я учусь в Университете штата Калифорния. До выпуска еще два года, но создается впечатление, что все мои однокурсники уже знают, чем займутся по окончании. И я чувствую себя единственным, кто не определился. Как вы поняли, какую карьеру для себя избрать?
Trevor, США
– Когда в 1967 году в возрасте 17 лет я закончил школу, в ближайших планах у меня было создание журнала Student. Но я не имел понятия, чем заняться в долгосрочной перспективе.
Директор школы напутствовал меня такими словами: «Поздравляю, Брэнсон, предвижу, что вы или попадете за решетку, или станете миллионером». Я до сих пор не уверен, можно ли это отнести к советам по поводу карьеры, но эти слова дали мне стимул доказать, что директор ошибался насчет первого пункта.
Когда я открывал журнал Student, я хотел работать журналистом, но, как бы то ни было, нам нужно было удерживать журнал на плаву, и вскоре мне пришлось завязать с репортажами и вместо этого сосредоточиться на производстве и финансировании. Я продолжал участвовать в редакционной деятельности, добывая самые важные интервью, но в основном на журнале я отрабатывал свои деловые навыки, умение вести переговоры и руководить – все, что мне потом пригодилось при создании группы Virgin.
Я не был уверен в своих деловых качествах, но без колебаний принял этот вызов. Я бросился в омут, возможно, потому, что родители с ранних лет привили мне дух авантюризма, который сослужил мне хорошую службу. Моя мама была полна решимости сделать из нас с сестрой независимых, самостоятельных людей. Она постоянно побуждала нас пробовать что-нибудь новенькое и всегда отправляла нас на долгие пешие или велопрогулки поодиночке.
До того момента вызовы, с которыми я сталкивался, были практического свойства. В школе я страдал дислексией (непонимание прочитанного текста. – «НГ») и близорукостью. И система образования того времени не смогла ни распознать мои проблемы с чтением, ни помочь их решить. Так что вместо занятий я проводил дни, обдумывая бизнес-планы. На каникулах я пробовал себя в краткосрочных проектах, таких как выращивание рождественских елей или разведение канареек.
Я не был против взять на себя роль бизнес-менеджера журнала Student еще и потому, что очень беспокоился о судьбе нашего предприятия. Мы с друзьями открыли журнал вовсе не в надежде подзаработать деньжат. Мои ранние начинания научили меня, что деньги – это всего лишь средство наладить бизнес и настоящая отдача в том, чтобы заниматься чем-то веселым, креативным и позитивным. Я видел, что большинство СМИ совершенно не затрагивает молодежь и ее интересы, и я хотел сделать все по-другому.
Тремя годами позже, когда мы открывали наши музыкальные магазины, я руководствовался теми же соображениями. Я видел, что многие компании зарабатывают на молодежи, устанавливая высокие цены на пластинки, и при этом не учитывают интересы этой категории покупателей. А мы продавали пластинки по сниженным ценам и попытались сделать так, чтобы наши клиенты пребывали в комфорте, вместо того чтобы торопить их с покупкой и выставлять из магазина при первой возможности. И всем, кто спрашивал, мы объясняли, чем мы занимаемся.
В то время наша бизнес-модель, подразумевающая лучшее качество по низкой цене и приветливое и открытое общение с клиентами, была столь необычна, что это было на грани революции. После того как Virgin Music и Virgin Records добились успеха, мои амбиции выросли, и я стал подумывать о создании таких же необычных, веселых, конкурентоспособных компаний в других отраслях. Вскоре наша группа взялась за многие разноплановые сферы деятельности, привнося новый подход во все – от ночных клубов до авиакомпаний и мобильной связи, все было нацелено на людей, которые восприняли наш молодой дух. Мы усердно трудились, временами даже перетруждались, получали удовольствие от того, что мы делаем, и меняли все к лучшему.
Оглядываясь назад, я понимаю, что мою команду и меня самого не интересовала ни собственная карьера, ни непременный успех в какой-то отрасли. Мы хотели изменить к лучшему жизнь наших клиентов, а в процессе достижения этой цели мы раскрывали собственные таланты и делали собственную карьеру. Я горжусь Virgin, какой она стала сегодня, но я еще более горд путем, который проделала компания, чтобы стать такой. Он был полон открытий и позитивных эмоций.
Сейчас вы и многие другие молодые люди сталкиваетесь с проблемой выбора карьеры, чтобы найти свое место в меняющемся мире, где традиционные модели управления бизнесом и государством размываются. Развитие Интернета по-прежнему открывает для нас все новые возможности, и на глобальных рынках, где прежде господствовал Запад, с появлением Китая, Индии и Бразилии формируется новый порядок. Эти изменения чреваты неопределенностью.
Вместо того чтобы вписывать себя в это изменяющееся будущее, используйте оставшиеся годы обучения, чтобы понять, что вас на самом деле интересует и увлекает, и поищите возможности для дальнейшего развития ваших талантов и совершенствования навыков. Если вы любите музыку, но не способны взять нужную ноту, используйте свои музыкальные познания для раскрутки любимой группы или организуйте ее концерт в вашем городе.
Не волнуйтесь, если по окончании университета у вас нет ясного видения дальнейшего пути. Карьера может идти в разных направлениях, выписывая непредвиденные зигзаги. Вступая во взрослую жизнь, будьте наготове, чтобы использовать все открывающиеся возможности. А концентрация на своих интересах, увлечениях вместе с накопленными навыками помогут вам найти свой путь и преуспеть.
Это может потребовать времени, но будет увлекательно! Как Мэри Шмич написала в своей часто цитируемой колонке в газете Chicago Tribune: «Не чувствуйте своей вины за то, что не знаете, что делать со своей жизнью. Большинство наиболее интересных людей, с которыми я знакома, в 22 года не знали, к чему себя применить. Некоторые из моих интереснейших знакомых до сих пор этого не знают, хотя им уже по 40 лет».