Многие прозорливые предприниматели стремятся найти новое и более удачное решение какой-нибудь повседневной проблемы. Каждый день я получаю предложения от идеалистически настроенных бизнесменов, надеющихся справиться с одним из таких вызовов, как изменение климата или защита окружающей среды. Однако большинство из этих проектов требуют крупных инвестиций, а также проведения многолетних исследований, прежде чем они начнут работать. Как же финансировать подобные начинания, большинство из которых не сулят немедленной прибыли?
На протяжении последних нескольких веков многие правительства выплачивали премии, чтобы побудить людей заняться решением наиболее актуальных технических проблем своего времени. Мой любимый пример – премия в 20 тыс. фунтов, которую британское правительство пообещало в 1714 году выплатить тому ученому или мореплавателю, который придумает надежный способ определения долготы – положения корабля к западу или востоку от заданной точки на карте. В течение последующих 50 лет более десятка изобретателей получили гранты из этого фонда за свой вклад в решение проблемы, а победителем стал Джон Харрисон – изобретатель морского хронометра.
Сегодня большинство проблем, с которыми мы сталкиваемся, настолько сложны, что для их решения требуется затратить колоссальное количество времени, усилий и денег. В 2004 году компания Scaled Composites, возглавляемая инженером Бертом Рутаном, получила 10-миллионную Ansari Space X Prize, крупнейшую подобную премию в истории, за разработку и запуск космического челнока SpaceShipOne, способного дважды в течение двух недель поднять пассажиров на высоту до 100 км над землей. Несколько команд конструкторов, боровшихся за этот приз, потратили на исследования в общей сложности более 100 млн. долл.
В итоге эта премия стала катализатором для зарождения коммерческой космонавтики. Успехи, достигнутые Scaled Composites, произвели на меня такое большое впечатление, что Virgin Group решила заняться космическим туризмом и подписала с ней контракт на строительство стартовой системы и орбитального корабля. Таким образом, результаты, достигнутые благодаря премии, послужили для создания коммерческого предприятия. Virgin Galactic и другие компании вступили в космическую гонку – область, в которой раньше конкурировали лишь государственные организации.
Изменение климата способно в перспективе привести к уничтожению целых экосистем и повлиять на жизни миллиардов людей. Бизнес обязан внести свой вклад в решение этой проблемы, поскольку исторически промышленность была одной из причин ее возникновения. Поэтому в 2007 году наша группа объявила о премии Virgin Earth Challenge, чтобы стимулировать разработку технологий извлечения из атмосферы парниковых газов, в первую очередь диоксида углерода. Победитель должен предложить безопасный и коммерчески эффективный способ извлечения прямо из воздуха парниковых газов, выделяемых в результате человеческой деятельности, в объеме 1 млрд. тонн в год. Чтобы было понятно, общий объем выбросов углерода в результате всей человеческой деятельности составляет примерно 8 млрд. тонн в год.
Мы получили более 2500 заявок со всего мира – от дико оптимистичных концептуальных записок до серьезных предложений от ученых, занимающихся разработкой технологий хранения углерода. Однако ни одна из них, похоже, не станет коммерчески жизнеспособной в ближайшем будущем. Придется проделать большую работу, если мы хотим создать бизнес в этой области. Действительно, как сказал нашей команде один ученый, к настоящему времени совокупные инвестиции в технологии улавливания и хранения углерода еще не достигли суммы премии, которая равняется 25 млн. долл.
Ежегодно электростанции, заводы, автомобили, скот, корабли, самолеты и так далее выбрасывают колоссальное количество диоксида углерода. И все же задача извлечения из атмосферы одного миллиарда тонн углерода является хоть и амбициозной, но вполне решаемой. Все наше общество должно претерпеть ряд фундаментальных изменений, которые позволят сократить выбросы углерода в результате повседневной деятельности. Компании группы Virgin начали с себя, стремясь к большей экологичности и изыскивая новые возможности для того, чтобы сокращать выбросы, а также повторно использовать и перерабатывать отходы своей деятельности.
Наша премия будет эффективной только в том случае, если она станет частью более широкой системы, ориентированной на поддержку и развитие в этой области, системы, которая позволит превратить идеи изобретателей в полностью работоспособные компании. Через фонд Virgin Green мы вложили большие средства в поддержку фирм, занимающихся разработкой биотоплива, солнечной энергетики и технологий энергосбережения. Мы также оказываем финансовую поддержку проекту Carbon War Room (Углеродный оперативный штаб), цель которого – рассказать бизнесменам, как они могут участвовать в борьбе с парниковыми газами, и побудить инвесторов вкладывать средства в «зеленые», экологически чистые технологии.
Предстоящая трансформация нашего общества открывает в ближайшие 100 лет огромные возможности для бизнеса. Чтобы понять, что произойдет дальше, и планировать свои действия в этой ситуации, а также чтобы воспользоваться преимуществами текущего момента, потребуются терпение и настойчивость. Премия, которую мы придумали, и наши усилия в этой области являются частью нашей стратегии на будущее. А какая стратегия у вас?