Конференция ООН по вопросам изменения климата, состоявшаяся в начале декабря в Канкуне, прошла в обстановке всеобщей апатии и вызвала негативную реакцию общественности. Мне как участнику мероприятий стало ясно, что после провала прошлогодних переговоров по этой теме в Копенгагене нам не достичь соглашения о сокращении выбросов парниковых газов и противодействии изменению климата. Но слишком многое поставлено на кон, чтобы мы сдались и разошлись по домам. Теперь все зависит от готовности бизнес-сообщества взять на себя инициативу в этом вопросе. И при небольшой поддержке государства мы можем преуспеть.
Я твердо верю в эту идею, а еще я считаю, что если мы не начнем запасать энергию и разрабатывать альтернативные виды топлива, мы столкнемся с общемировым кризисом, вызванным изменением климата. Этот процесс вызовет нехватку воды и продовольствия и может спровоцировать экономический спад, который станет куда более болезненным, чем текущая рецессия. Поэтому в прошлом году я помог создать Carbon War Room (Углеродный оперативный штаб. – «НГ») – ориентированную на бизнес глобальную некоммерческую организацию. Наша цель – побудить предпринимателей и крупные компании принять участие в борьбе с изменением климата. Мы намерены добиться этого за счет инвестиций в поиск таких решений этой проблемы, которые имели бы смысл с коммерческой точки зрения.
Одним из секторов экономики, который отчаянно нуждается в отказе от старого и изменениях, являются морские перевозки, которые выбрасывают уйму парниковых газов. Если бы все корабли мира были государством, то оно стало бы шестым по величине источником CO2 – на следующем месте после Германии.
Фонд Carbon War Room составил классификацию эффективности каждого типа океанских судов и предложил систему экологических стандартов, по которым корабли могут быть причислены к безвредным или загрязняющим окружающую среду. Мы надеемся, что этот шаг приведет к переменам в отрасли морских перевозок. И это первый шаг к значительному сокращению выбросов парниковых газов. Каждое судно будет помечено наклейкой с индексом экологичности, варьирующимся от A до G – по типу классификации холодильников, стиральных машин, сушильных аппаратов и телевизоров с точки зрения энергосбережения. Это позволит клиентам выбирать лучшие суда и поможет наиболее прогрессивным судовладельцам демонстрировать, насколько эффективны и экономичны их корабли по сравнению с тем, что предлагают конкуренты.
Как только компании, которые зависят от морских перевозок, начнут руководствоваться этой системой индексов, можно ожидать, что они будут принимать более верные решения с точки зрения их бизнеса и окружающей среды. Это должно сломать барьеры, мешающие притоку капитала в более экологически чистые технологии. Мы надеемся, что присвоение индексов экологичности приведет к тому, что морские грузоперевозки станут не только более безопасными для окружающей среды, но со временем и более прибыльными, как только возросшая эффективность начнет давать отдачу.
Было бы полезным, если бы правительства для поощрения инвестиций не облагали налогами новые формы экологически чистой энергии и соответствующие технологии. И – по мере того как люди будут отказываться от невозобновляемых источников энергии – постепенно поднимали налоги на прежнюю энергетическую систему и основанные на ней отрасли. Это все, что на самом деле требуется от правительств, об остальном позаботятся частные компании, поскольку бизнес-сообщество всегда двигало прогресс вперед быстрее и эффективнее любого правительства.
Но предприниматели не везде могут полагаться на подобную политику правительств и многие прорываются вперед в одиночку. Что касается авиаиндустрии, то на этот момент она выбрасывает 2% CO2. И по прогнозам, эта цифра будет стремительно расти. Компании в этой сфере разрабатывают и обкатывают все возможное – от экологически чистого биотоплива для самолетов до более эффективной системы контроля воздушного движения.
В Канкуне фонд Carbon War Room также впервые вручил ежегодную премию Gigaton Awards, отметив компании, лидирующие в сокращении выбросов парниковых газов и применении экологически чистых технологий. Шесть компаний-победителей реализовали серьезные экологические проекты и представили детальный отчет о своих выбросах.
Мы отметили Nike за его программу энергосбережения, которая включает использование нового программного обеспечения, позволяющего дизайнерам компании снизить негативное влияние их работы на окружающую среду. В категории «энергия» мы наградили крупнейшего производителя ветряных генераторов Suzlon за его достижения в управлении выбросами и следование экологическим ориентирам. Другими победителями стали британская компания – производитель товаров для дома Reckitt Benckiser Group, американская 3M, британский сотовый оператор Vodafone Group и французская энергетическая компания GDF Suez. Мы надеемся на то, что, отмечая первопроходцев, которые изменили свой метод ведения бизнеса, мы побудим к действию другие компании.
Эксперты предрекают, что нам придется ежегодно инвестировать более 550 млрд. долл., чтобы новое поколение индустрии выбрасывало гораздо меньше парниковых газов, и очевидно, что этот прорыв должны возглавить бизнесмены и инвесторы. Это не выбор между альтруизмом и процветанием или между застоем и развитием. Бизнес – это движущая сила перемен, и тут мы можем указать миру верное направление.