Все предприниматели и владельцы крупного бизнеса, которых я встречал, пытаются раскрыть один и тот же секрет. Как сделать так, чтобы количество клиентов росло и все они оставались преданными компании? За годы своего существования Virgin, как правило, добивалась успеха на этом поприще, но у нас было и несколько поражений. Я всегда ищу какую-то закономерность и в наших достижениях, и в наших промахах и пытаюсь извлечь из них уроки.
Хотя сравнивать компании, работающие в разных сферах, довольно трудно, особенно принимая во внимание разные размеры и обстоятельства, я уверен, что успешные предприятия обладают рядом общих черт. Следующие вопросы, заданные читателями Entrepreneur magazine и участниками American Express Open Forum, затрагивают две ключевые дилеммы, с которыми приходится сталкиваться различным компаниям.
– Я только начинаю свой бизнес и не имею достаточно опыта в наборе персонала и управлении им. Какой подход в этом деле вы бы предложили как один из самых известных предпринимателей в мире?
Harem El Hennawy, Каир, Египет
– Люди – одно из важнейших достояний любой компании. Virgin Group была бы ничем без своих потрясающих сотрудников, которых мы собрали за эти годы. Часто говорится, что важнейшим фактором для инвестиций в недвижимость является ее расположение. Что ж, я уверен, что ключевую роль в создании успешной компании играют ее сотрудники.
Virgin сделала себе имя, врываясь на новые рынки и предлагая отличную цену, высококачественный сервис, свежий подход к делу и немного юмора. И благодаря нашему персоналу все это постоянно ощущают на себе наши клиенты, а это означает, что, к примеру, наши авиалинии привлекают пассажиров благодаря озорной жизнерадостности экипажей. Они умеют произвести благоприятное впечатление на клиента отчасти именно потому, что мы выбрали правильных руководителей для наших компаний.
Мы тратим массу времени на то, чтобы подобрать подходящих людей для управления нашими компаниями. Это может быть затруднительным, поскольку мы ищем менеджеров, которые серьезно относятся к своим обязанностям и готовы подавать личный пример, но при этом настроены на позитив. Это должны быть люди, которые сосредоточены на работе, но при этом умеют выслушать, изобретательны, организованны, решительны и в то же время наслаждаются тем, что они делают.
Старайтесь избегать нанимать честолюбивых людей, которые помешаны на своем статусе, поскольку они склонны дистанцироваться от подчиненных. Ищите людей, которые заботятся о благе компании, а не только о своем высоком положении в ней. По моему опыту, такие люди должны желать построить бизнес, которым бы гордились все работающие в нем сотрудники, такой, где будут одинаково заботиться и о сотрудниках, и о клиентах.
Разумеется, у вас не может получаться все правильно каждый раз. Когда вы все-таки приняли неправильное управленческое решение, жизненно важно действовать решительно. А то, как говорится, рыба гниет с головы.
Как понять, что что-то идет не так? В начале деятельности Virgin я раздал свой номер телефона всем сотрудникам нашей музыкальной компании и попросил их звонить мне, если они почувствуют, что у нас действительно плохо идут дела. Это было ключом к развитию нашей компании и потому, что помогало мне распознать проблемы на ранней стадии, и, что важнее, потому, что давало сотрудникам понять, что руководство готово их выслушать.
Поощрять такого рода диалог жизненно важно, если вы хотите построить компанию, которая будет расти и процветать. Если сотрудники действительно верят, что вы к ним прислушиваетесь, они чувствуют, что их труд ценится и они вовлечены в жизнь компании. Дополнительная выгода в том, что вы услышите массу потрясающих идей от тех, кто непосредственно работает с клиентами.
– Я прочитала ваши книги, из которых ясно, что вы не боитесь рисковать. Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться успеха в бизнесе, и можно ли этому научиться?
Елена Горчакова, Россия
– Важно проводить различие между общепринятым пониманием риска и смелостью, которую мы культивировали как часть бренда Virgin, а также моим личным подходом к риску в бизнесе. Я всегда пытался привлечь внимание к бренду Virgin и нашим компаниям каскадерскими трюками и броскими презентациями, но я при этом стараюсь не слишком рисковать, когда дело касается одной из компаний или инвестиций.
Я считаю, что начинающий предприниматель должен быть уверенным в себе, идти на риск и нарушать сложившееся статус-кво, но при этом и прикрывать тылы. Это значит не идти ва-банк при каждом новом шаге.
И все-таки мы были близки к провалу несколько раз. В начале 80-х годов наша музыкальная компания пострадала от рецессии, и мы терпели убытки. Спустя несколько лет грязные трюки British Airways в сочетании с началом войны в Персидском заливе вынудили нас продать звукозаписывающую компанию Virgin Records, чтобы спасти от банкротства наш авиабизнес. В каждом случае мы шли на четко просчитанный риск, чтобы выручить наши компании из беды, и это себя оправдало.
Можете ли вы научиться трезво мыслить, когда речь идет о риске и награде за него? Да, я верю, что этот навык вы можете приобрести в процессе работы, но рано или поздно вам придется пойти на самый большой из всех рисков: управлять компанией, полагаясь на собственный здравый смысл. Работа предпринимателя в значительной степени сводится к тому, чтобы продвигать новые идеи, но приходится также смиряться с провалами и учиться на ошибках – вставать на ноги, отряхиваться и пытаться начать все с начала с улыбкой на лице!