0
9382
Газета История Интернет-версия

19.10.2016 00:01:00

Христиане намерены сместить «халифат»

Роланд Биджамов

Об авторе: Роланд Тенгизович Биджамов – политолог, кандидат политических наук.

Тэги: ирак, сирия, иг, ассирийцы, христианство, ниневия, киркук, мосул, иракский курдистан


ирак, сирия, иг, ассирийцы, христианство, ниневия, киркук, мосул, иракский курдистан Тысячи беженцев-христиан готовы вернуться в родные места после изгнания террористов.

Утром в понедельник, 17 октября с.г, началась операция по освобождению иракского города Мосул – центра провинции Ниневия – от боевиков «Исламского государства» (ИГ, ДАИШ, запрещенная в России террористическая группировка).Вместе с частями иракской армии и курдскими пешмерга в операции принимают  участие так называемые Части защиты Ниневийской равнины, сформированные из ассирийских христиан разных конфессий, изгнанных летом 2014 года из города Мосула и трех лежащих к востоку от него округов Ниневийской равнины (Телькейф, Хамдания, Шейхан). Христиане идут освобождать свои родные дома. Предполагается, что сразу после этого они станут осуществлять функции безопасности в исторических районах своего проживаня.

Вместе с тем уже сегодня остро стоит вопрос о будущем статусе этих районов: останутся ли они в составе иракской провинции Ниневия, перейдут ли в состав соседнего Курдистанского региона или станут самостоятельной провинцией в составе Ирака. Последний вариант представляется многим в Ираке и за его пределами наилучшим решением проблемы, позволяющим обеспечить автономное существование не только ассирийцев-христиан, но и представителей таких этноконфессиональных групп, как езиды, шабаки, какаи и др.

При этом христианские политики в Ираке предпочитают вариант создания отдельной провинции «Ниневийская равнина» (фактически автономии) в сердце исторической Ассирии. Причем не на этнической или религиозной, но на географической основе, позволяющей лучшим образом удовлетворить чаяния всех групп в рамках одной административной единицы.

Духовная Ассирия

Современные ассирийцы через своих предков, сирийцев Средневековья, восходят к населению Ассирийского и Нововавилонского царств, которое за несколько веков до падения этих великих держав древности стало переходить с аккадского языка на язык родственных ему арамейских племен. Впоследствии этот народ стал известен как сирийцы в силу самоназвания «сураи – атураи – ашураи». Память об ассирийском происхождении продолжала существовать в силу того, что Ассирия сохранялась в качестве провинции Персидской державы. Позже возникло эллинистическое Сирийское царство. Провинция под названием Ассирия (Атур) также существовала в составе Иранской державы, при Аршакидах и Сасанидах. В настоящее время этот народ считает для себя наиболее приемлемым этноним «ассирийцы». Это связано в числе прочего с политическими причинами, потому что в конце XIX века стал развиваться национализм среди ассирийцев разного вероисповедания, прежде всего верующих Сиро-православной (сиро-яковитской) церкви, а также Ассирийской церкви Востока (АЦВ) и определенного числа верующих Халдейской католической церкви. Стало развиваться осознание, что все они – единый народ.

Проекты создания своего государства появились в годы Первой мировой войны, когда ассирийцы подверглись резне и геноциду в пределах Османской империи, что подвигло их выступить с оружием в руках на стороне держав Антанты, прежде всего царской России и Англии. В этот период их вооруженные формирования воевали на стороне союзников. Все это закончилось трагично, так как более двух третей народа было уничтожено, а державы Антанты так и не исполнили своего обещания в отношении ассирийцев.

В 1920–1930-х годах звучали обещания создать ассирийскую автономию (или обеспечить компактное расселение ассирийцев) в районе города Дохук на севере Ирака. Подмандатный англичанам Ирак и Турция после Первой мировой войны спорили о том, кому должен принадлежать Мосульский вилайет, и только к 1926 году специальная комиссия провела так называемую «брюссельскую линию», включив его в состав Ирака. Тогдашний основной ареал проживания горных ассирийцев (Хаккяри) остался на территории Турции и, поскольку турки объявили, что ассирийцы выступили против своей страны (хотя христиане не нападали, а защищались от геноцида), они запретили им возвращаться в Турцию.

Предполагалось, что правительство Ирака будет защищать христиан, а англичане обещали, что компактно расселят ассирийцев на севере Ирака, на пустующих землях в районе Дохука, и там они будут обладать той самостоятельностью, каковой обладали в Османской империи. Ведь османское правительство вело все дела через Ассирийского патриарха, который выполнял те же функции, что и князь-епископ в Черногории. Патриархи осуществляли функции церковного и светского правителя. Через них производился сбор налогов, они утверждали маликов(князей) и раисов (старост деревень). Предполагалось, что такая же структура сохранится и в Ираке, однако этого не произошло. В результате состоялся еще один акт геноцида, после которого ассирийцы перестали играть какую-либо политическую роль в Ираке. Ассирийский вопрос, который впоследствии долго обсуждался в Лиге Наций, после резни ассирийцев в Симеле на севере Ирака в 1933 году, когда было уничтожено более 5 тыс. человек, был снят с повестки дня. Правда, оставались еще ассирийские части в британской армии, которые затем воевали во время Второй мировой войны. Однако ассирийское национально-освободительное движение погасло.

Только в 1970-е годы произошел всплеск ассирийского национального самосознания. Это было вызвано тем, что во время переписи 1977 года в соответствии с директивами партии «Баас» в Ираке стали запрещать идентифицировать себя в качестве ассирийцев. Ранее в учебниках начали писать, что ассирийцы – это часть арабской нации и не национальное, а только религиозное меньшинство. Им предлагалось записывать себя в качестве «арабов-христиан» или «курдов-христиан». Это вызвало ответную реакцию. Возникло движение, которое требовало обеспечить национальные и культурные права ассирийцев на родине предков. Немного ранее, в конце 60-х и в начале 70-х годов, на фоне обсуждения в Ираке вопроса о предоставлении автономии курдам, возникла идея автономии на Ниневийской равнине, в местах компактного расселения ассирийцев. Когда создавалась курдская автономия, со стороны саддамовского правительства звучало предложение предоставить ассирийцам автономию, однако взамен Саддам Хусейн потребовал, чтобы ассирийцы выполняли функцию карательных отрядов по отношению к курдскому движению. Ассирийцы отказались. В итоге курды в 1972 году получили свою автономию, и в ее состав вошли районы компактного расселения ассирийцев.

16 апреля 1972 года было обнародовано решение № 251 Совета революционного командования Ирака «о предоставлении культурных прав гражданам, говорящим на сирийском языке – ассирийцам, халдеям и сирийцам». Так было обозначено деление на три группы этого народа, исходя из церковных юрисдикций. Согласно ему, предполагалось, что будет создана Академия ассирийского языка, будут издаваться журналы, осуществляться преподавание современного ассирийского и классического сирийского языков в школах, где 51% учащихся составляли ассирийцы. Некоторые вопросы были решены, в основном же практически все осталось на бумаге. Так, дети ассирийцев обычно учились в частных школах, а одновременно с этим постановлением в Ираке частные учебные заведения запретили, и в результате не оказалось классов с необходимым процентом ассирийских учеников.

В царстве террора

В очередной раз идея национальной автономии стала активно обсуждаться, когда в 2003 году произошло американское вторжение в Ирак и резко обострилась ситуация с христианами в Ираке. На самом деле то, что сейчас творит ИГ, началось задолго до того, как террористическое «государство» получило широкую известность. В 2004–2006 годах в Мосуле уже убивали священников, похищали и убивали митрополитов. Тогда же христианский пригород Дора в Багдаде, где жило более 50 тыс. ассирийцев, попал в руки террористов и оттуда началось массовое бегство. На сегодняшний день, как говорят, там осталось от 50 до 100 домов христиан.

По сути, «Исламское государство» возникло уже тогда. Сначала появились листовки, призывавшие к созданию халифата. Затем на всех жителей Мосула была наложена дань. Фактически действовало двойное налогообложение: и государству, и исламистам. Это одна из причин того, что Мосул так легко пал в 2014 году. Многие предприниматели даже вздохнули с облегчением: ведь теперь не надо было платить налоги правительству в Багдаде.

Части защиты Ниневийской равнины вступят в бой за освобождение Мосула от ИГ.	Фото Reuters
Части защиты Ниневийской равнины вступят в бой за освобождение Мосула от ИГ. Фото Reuters

В этот момент вновь стала предлагаться идея создания так называемой зоны безопасности для христиан на Ниневийской равнине. Дело даже не в том, что это ведь и есть историческая Ассирия. Главное, именно в этих районах на тот момент было компактное расселение ассирийского народа. В Ираке была перепись 1957 года, которой в наибольшей степени доверяют и опираются на нее в различных вопросах межнациональных отношений. Согласно этой переписи, христиане составляли около 75% населения Ниневийской равнины. Правда, в последнее время, до лета 2014 года, они от силы могли составлять 25–30%. После нашествия ИГ все бежали, кроме арабов-суннитов и шабаков-суннитов. На захваченных террористами территориях не только христианского населения не осталось, но и езидов, какаи, шабаков-шиитов и туркменов-шиитов.

125-я статья иракской Конституции говорит о возможности создания самоуправления ассирийцами и халдеями, которое бы обеспечило их административные, культурные, языковые и религиозные права. Кроме того, есть 35-я статья Конституции Иракского Курдистана, которая так и не была ратифицирована, в частности потому, что Багдад не признает право курдов на отдельную конституцию. Она также гласит, что ассирийцы могут в районах, где они составляют большинство населения, создавать автономные районы – но это уже в составе Курдистана.

А границы Курдистана курдами трактуются по-своему, в отличие от Багдада, и поэтому на Ниневийскую равнину претендуют и курды, и центральное правительство. Де-юре равнина является частью так называемой провинции Ниневия. Ранее это была провинция Мосул, но в свое время Саддам Хусейн пытался доказать, что он потомок древних ассирийцев и вавилонян, и две провинции переименовал: провинцию Хилла – в Бабиль, то есть Вавилон, а провинция Мосул, куда раньше входила также территория нынешнего Иракского Курдистана, была разделена. Одна из ее частей названа провинцией Ниневия со столицей в Мосуле. Хотя, если следовать логике, провинцию следовало назвать Ассирией, как это было в древности. А сам город Мосул переименовать в Ниневию, как его до сих пор называют ассирийцы. Ведь именно Мосул расположен поблизости от развалин древней Ниневии и является ее географическим и историческим продолжением. Так вот, зона безопасности для христиан так и не была создана из-за опасений политиков курдской и арабской сторон, а также из-за позиции Халдейской церкви, которая играет важную роль, поскольку 50% христиан в стране принадлежат к ней.

Один народ, разные Церкви

Ныне ассирийский народ разделен конфессиями. Издревле существовала Церковь Востока, так называемая Сиро-персидская церковь. Впоследствии в этой Церкви, которая некогда отличалась большим миссионерским рвением, произошли расколы, которые были связаны прежде всего с деятельностью римско-католических миссионеров, а также с внутренними проблемами и вмешательством иностранных правительств. В 1445 году несториане острова Кипр во главе со своим митрополитом вступили в унию с Римом, затем уния распространилась на Северный Ирак. В 1551 году произошел раскол в Церкви Востока, в результате которого был избран альтернативный патриарх – монах Юханна Сулака Баллу из древнего монастыря Раббан Хурмизд на севере Ирака. Баллу вступил в союз с Римом. В результате этих расколов к 1830 году сформировалась Церковь под названием Халдейский патриархат Вавилона, которая сейчас известна как Халдейская католическая церковь.

Кроме того, существует так называемая Сирийская православная церковь, объединяющая ассирийцев, которые жили в древности к западу от реки Евфрат, а также на юго-востоке современной Турции и частично на севере нынешнего Ирака. Конфессионально это монофизиты, в отличие от несториан Ассирийской церкви Востока, которые представляют собой строго диофизитское течение. Среди сиро-православных также произошли расколы. В конце XVIII века у них появляется патриарх так называемых сиро-католиков.

Во второй половине XIX века среди ассирийцев Персии под влиянием американских миссионеров появляются протестантские деноминации. Последнее по времени разделение произошло, когда в связи с календарной реформой в середине 1960-х годов появилась старостильная иерархия Древней церкви Востока.

Ассирийская церковь Востока распространена на всей территории Ирака. Изначально патриарший престол находился в Селевкии-Ктесифоне, где была одна из столиц Персии. Впоследствии при патриархе Тимофее престол был перенесен в Багдад, где арабы построили столицу своего халифата, и оставался там до нашествия монголов, когда Багдад был разрушен. С тех пор патриарший престол кочует. То он находился в Эрбиле, нынешний Иракский Курдистан, то в монастыре Раббан Хормизд вблизи от Мосула, который сейчас захвачен ИГ. Последние два века резиденция патриархов находилась в селении Кочанис в Хаккяри, на крайнем юго-востоке нынешней Турции. Уже оттуда в 1915 году случился последний исход патриаршего престола – сначала в Иран, навстречу русским войскам, а затем, в 1918 году, патриарх, духовенство и весь народ вынуждены были бежать из Персии в Ирак. Здесь события разворачиваются вплоть до резни 1933 года, когда происходит депортация семьи патриарха иракскими властями. Англичане на своих самолетах перевозят ее на Кипр. К 1945 году патриарх поселяется в США, престол переходит сначала в Сан-Франциско, потом в Чикаго. Только в прошлом году с избранием нового патриарха Гиваргиса III Слывы исполнилась мечта всех ассирийцев – вернуть патриарший престол на родину. В данный момент патриаршими резиденциями определены Эрбиль и Багдад.

Христиане в Ираке – это на 90% этнические ассирийцы. Есть небольшие общины арабов-маронитов, православных и греко-католиков, в основном переселенцев из Палестины и Сирии. Также христианство представлено верующими Армянской апостольской церкви и армянами-католиками. Есть и несколько протестантских деноминаций. Все христианское население проживает в разных частях страны.

Разрешение проблем ассирийского населения происходит в четырех плоскостях. Каждое направление предполагает свои методы решения проблемы. Естественно, христиане в Багдаде и Басре не собираются требовать какую-то автономию, они требуют обычных гражданских прав. Другая ситуация на Ниневийской равнине, о чем мы говорили. Особое положение в Киркуке. Сейчас город поделен, существуют квоты в городском совете, и христиане имеют здесь свое представительство. Город управляется совместно курдами, арабами, туркменами и христианами. Наконец, отличная от других мест ситуация в христианских районах непосредственно Курдистана. Здесь, несмотря на относительное спокойствие по сравнению с другими регионами страны, происходят неприятные события. С момента получения независимости этим регионом не разрешается проблема захвата земель ассирийцев. Несколько лет назад доходило до погромов христиан и езидов, учиненных исламистами. В последнее время исламское движение в Курдистане, особенно группировка, возглавляемая муллой Карикаром, играет возрастающую роль в регионе, оно даже представлено в парламенте. Кроме того, в самом Курдистане очень много скрытых сторонников ИГ. Хотя здесь относительно безопасно, многие говорят, что положение христиан в Багдаде сейчас лучше, чем в Курдистане.

Когда с «Исламским государством» будет покончено, население вернется в свои дома. Многие находятся еще в лагерях беженцев, не все уехали на Запад. Люди хотят вернуться. Это минимум 170 тыс. человек. А все население трех округов Ниневийской равнины примерно 400 тыс. человек. Христиане мечтают, чтобы проблема ИГ поскорее разрешилась, потому что с каждым годом все больше людей уезжает на Запад. Ниневийская равнина – один из очагов сохранения христианства на Ближнем Востоке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1036
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
962
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
1930
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2324

Другие новости