Фото Reuters
Тридцатый, юбилейный для трассы «Хунгароринг» Гран-При «Формулы-1» получился абсолютно феерическим. Объективно с этой оценкой могут согласиться даже те, кто проиграл. Речь идет, прежде всего, о чемпионской команде Mercedes. Впервые за долгое время подиум обошелся вообще без пилотов «Серебряных стрел». Для российского автоспорта прошедший Гран-При – еще одна веха в истории. Первый подиум для Даниила Квята, и сразу – вторая ступенька. Его напарнику по команде Дэниэлу Риккъярдо пришлось встать на шаг пониже. Однако для Red Bull Racing эта гонка вышла просто триумфальной. А выиграл заезд пилот Ferrari Себастьян Феттель – второй раз в сезоне. По ходу гонки произошло столько событий, что хватило бы на полсезона современной «Формулы-1».
Все пилоты в интервью на подиуме сказали, что посвятили свои достижения пилоту «Формулы-1» Жюлю Бьянки, который накануне скончался в больнице от травм, полученных в прошлом году на Гран-При Японии.
Итог Гран-При Венгрии 2015 года – результат достижений команд, «заваренный» на обстоятельствах. Гоночная фортуна была резко против очередной победы «Мерседесов» и дала шанс тем, кто не сильно рассчитывал на подиум и очки. Если Ferrari всегда готовы подхватить выпадающие из рук «мерседесовцев» кубки, то в Red Bull Racing вряд ли перед началом заезда могли рассчитывать на дубль, пусть и за 2-3 места. Глоток воздуха получила команда McLaren: пятое место Фернандо Алонсо и девятое Дженсона Баттона – повод для радости хотя бы потому, что оба болида добрались до финиша, не развалились, моторы не сгорели, а мастерство гонщиков позволило выжать из машин все возможное и без ошибок. Williams остался без очков, однако они морально к этому готовились, говоря перед гонкой, что особых успехов ждать в Венгрии не стоит. Lotus и Force India взлетали и падали (и буквально, и иносказательно) по ходу всего заезда. Лишь Ромэну Грожану на Lotus удалось пробиться в десятку. Очень точную характеристику заезду дал пилот McLaren Фернандо Алонсо: «В определенные моменты гонка была хаотичной».
Скрин-шот телетрансляции |
Авария Нико Хюлькенберга, после которой на трассе появилась машина безопасности, сделала гонку почти всему пелетону, перевернув все с ног на голову. То, что произошло с болидом Force India, иногда в гонках «формул» случается. Переднее антикрыло – весьма нежный элемент, а в «Формуле-1» еще и оборудованный целым комплексом мини-спойлеров, которые направляют воздушный поток в нужное русло. Пока режиссер трансляции не дал повтор эпизода, было ощущение, что болид Хюлькенберга просто взорвался на ровном месте. На прямой старт-финиш, ближе к первому повороту «Хунгароринга» на машине Нико Хюлькенберга переднее антикрыло не выдержало нагрузки, отломилось от обтекателя и влетело под передние колеса, рассыпаясь на мельчайшие элементы. Автомобиль стал неуправляемым абсолютно, а скорость перед торможением на прямой не позволила быстро остановить машину. Нико проехал поворот и практически в лоб столкнулся с защитным ограждением из отработанных покрышек. Зона безопасности и резина скорость погасили и смягчили удар. Пилот не пострадал, но на болид смотреть было страшно. «На проблемы с передним антикрылом не было намека – вибрация возникла за мгновение до поломки, после чего машину бросило в защитный барьер. Удар был не таким сильным, барьер поглотил энергию» - сказал Хюлькенберг. После крушения, даже точнее – «крошения» антикрыла трасса оказалась буквально засыпана мелкими осколками, и руководство гонки приняло довольно редкое решение – объезд места происшествия по пит-лейну. Посмотреть на колонну болидов «Формулы-1», чинно следующих за автомобилем безопасности мимо боксов команд, высыпали все механики. Зрелище и впрямь было необычное и весьма красивое, можно даже сказать торжественное.
Фото пресс-службы команды Red Bull Racing |
Infiniti Red Bull Racing Renault. Ничто в начале уик-энда не позволяло прогнозировать двойной подиум для команды Кристиана Хорнера. Хороший заезд – да, вполне. Но не такой успех. Даниил Квят показывал хорошие времена на свободных заездах, но квалифицировался лишь 7-м, тогда как Дэниэл Риккъярдо ушел в гонку со второго ряда. В начале заезда до первого пит-стопа дела у Даниила как-то не пошли, но вопреки прогнозу, он ставит не мягкие шины, а средние - более надежные, но и более медленные. Ну, а дальше пошли «качели»: прорывы сменялись обгонами соперников. В итоге профессиональный и очень взвешенный пилотаж вкупе с гоночной удачей привели российского пилота на вторую ступеньку подиума, даже несмотря на то что судьи выписали Даниилу штраф в 10 сек за выезд с трассы всеми колесами и получение преимущества перед Льюисом Хэмилтоном. «Если честно, я думал, что после первого поворота моя гонка закончится, поскольку возникла сильная вибрация, но команда просила атаковать. Кто-то сказал, что сдаваться никогда нельзя, но до сегодняшнего дня я не понимал, что эти слова значат на самом деле. Сегодня я действительно понял, что ни в какой ситуации нельзя опускать руки, и тогда всё может сложиться в вашу пользу», - сказал Даниил Квят в интервью на подиуме. Дэн Риккъярдо выступил в Гран-При Венгрии разрушителем «Мерседесов», но не намеренно, разумеется. И Льюис Хэмилтон, и Нико Росберг в прямом смысле слова «обломались» об Риккъярдо. «Сумасшедшая гонка! В первом повороте произошёл контакт. Мне показалось, что повреждения очень серьезные, и гонка для меня закончилась. На рестарте произошёл контакт с Льюисом. Я опять подумал, что гонка может для меня закончиться. Затем я задел Нико Росберга...», - сказал пилот после гонки. Рассмотрение эпизодов с участием Риккъярдо не закончились для него потерей подиума, но участие в инциденте с Росбергом не позволило в итоге побороться за победу. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что догнать и обогнать Себастьяна Феттеля за четыре круга до финиша шансов было немного.
Scuderia Ferrari. Команда из Маранелло получила победное шампанское, наполовину «разбавленное» дёгтем: триумф Себастьяна Феттеля очень резко контрастирует с просто поразительным невезением Кими Райкконена. Финский пилот мог стать вторым и принести команде победный дубль, но незадолго до появления автомобиля безопасности его машина начала терять мощность, а после рестарта Райкконен стал пропускать машину за машиной. «Прости, Кими», - сказал ему гоночный инженер по радио. Видимо, Ferrari Райкконена начала действительно «умирать», и финский пилот загнал ее в боксы. Большего разочарования трудно себе представить. Венгрия дала ответ всем недоброжелателям Райкконена: это не пилот не тот, это в «консерватории» надо что-то подправить. Себастьян Феттель выиграл не потому, что проиграли «Мерседесы». Он со старта оставил обоих пилотов немецкой команды позади и начал наращивать свое преимущество. Вместе с тем и Феттель отметил, что машина вела себя не идеально.
Mercedes AMG Petronas. Немецкая команда, похоже, получила гигантский удар. Лидерство в чемпионате она не потеряла, но отсутствие Льюиса Хэмилтона и Нико Росберга на подиуме показало другим командам, что возможно и такое, и что в «Мерседесе» тоже ошибаются. Со стороны казалось, что оба пилота проводили гонку очень нервно, особенно это было заметно по Хэмилтону, который уже отвык тащиться в хвосте пелетона. Да, он прорвался в какой-то момент на четвертую позицию после провала и инцидента в начале гонки, но обстоятельства были сегодня против «Мерседеса». «Всё пошло не так с самого старта. Мы не смогли хорошо тронуться с места, потом темп машины Нико нас очень подвёл. У Хэмилтона и Росберга уже на первом круге возникло множество проблем, после чего мы были вынуждены отыгрываться. Мы пытались как-то переломить ситуацию, но автомобиль безопасности выехал в неудачный для нас момент. Потом Льюис ошибся в борьбе с Риккардо, а в конце гонки Даниэль столкнулся с Росбергом – мне показалось, что там была ошибка со стороны Риккардо, но Чарли Уайтинг решил, что это обычный гоночный инцидент, а если Чарли что решил, то так и будет», - сказал глава команды Тото Вольфф по окончании заезда. Если взглянуть на ситуацию немного с мистической точки зрения, то можно сказать, что коллективное гоночное «бессознательное» сокрушило волю команды «Мерседес». Все так желали хотя бы в Венгрии себя показать, что подопечные Тото Вольффа оказались под «огнем» всего пелетона. Однако говорить о закате эры «Мерседесов» пока слишком рано: проблемы Ferrari и Red Bull Racing в целом пока никуда не делись, и болиды «Серебряных стрел» все еще самые быстрые в чемпионате.
McLaren Honda. Ставший уже привычным провал в квалификации не стал провалом в гонке. Скорее всего, в команде на такой высокий результат не рассчитывали. Фернандо Алонсо уклонился от прямого ответа на этот вопрос, но отметил, что машина все еще слишком медленная. «Пятое место – небольшой подарок для нас, поскольку в данный момент машина недостаточно конкурентоспособна. Трассы в Монако, Венгрии и Сингапуре больше подходят нашей машине, мы должны этим пользоваться. Приятно, что мы добились хорошего результата перед летним перерывом – мы знаем, что машина прогрессирует, но было важно подтвердить это результатами на трассе», - сказал Алонсо. Накануне гоночный директор McLaren Эрик Булье жаловался, что на команду преследуют гремлины. Видимо, в воскресенье злые силы взяли выходной и дали болидам с новым японским мотором Honda не просто доехать до финиша, но и заработать баллы в чемпионате.
За гоночный уик-энд автодром в пригороде Будапешта посетили 183 тыс. человек. Вообще венгерский автодром уникален. По количеству беспрерывных Гран-При он находится в тройке лидеров. Эта трасса стала первой и на долгое время единственной в Восточной Европе. Венгрия стала в свое время единственной страной соцлагеря, которая устроила у себя «буржуазные» гонки. И, кстати, первый Гран-При был показан по советскому телевидению. Этот вопрос возник внезапно в сообществе любителей автоспорта в социальной сети. С помощью автоспортивного комментатора и журналиста Сергея Беднарука удалось выяснить, что первый Гран-При «Формулы-1», который показали по отечественному телевидению, был Гран-При Венгрии 1986 года - дебютный этап «Формулы-1» в социалистической стране. В последующие годы Центральное телевидение показывало обзоры венгерской гонки.
«Формула-1», как и многие кольцевые серии, уходит на каникулы. Командам предстоит не только отдохнуть, но и подготовить автомобили к осеннему блоку Гран-При среди которых будет и гонка на «Сочи Автодроме» 11 октября. А на следующую гонку команды ждут на знаменитой трассе в Спа (Бельгия) 23 августа.
|