Эпизод старта второй гонки. Тиагу Монтейру подумал, что может проскочить между двух пилотов на «Ладах».
Гоночный уик-энд в Португалии на городской трассе Vila Real закрыл европейский сегмент чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Туринг» (FIA WTCC). Европейский финал вышел скомканным и довольно скандальным, что в мировом туринге бывает нечасто. Скучная первая гонка компенсировалась уж слишком активной второй, которая закончилась красными флагами по прошествии 11 кругов. Целая группа пилотов не добралась даже до красных флагов, повредив свои автомобили. Первую и вторую гонку выиграли пилоты на «Ситроенах»: Хосе Мария Лопес стал лучшим в первом заезде и Ма Цинь Хуа – во втором. Больше всех не повезло пилотам, которые управляли «Ладами» российской команды Lada Sport Rosneft: две машины из трех разбиты, и одна – весьма серьезно.
Квалификационные заезды, прошедшие в субботу, вызвали массу споров и комментариев. Маршалам пришлось до поздней ночи разбирать жалобы и претензии пилотов по поводу блокировки соперниками на трассе. Трасса Vila Real очень узкая, мест для обгонов и объездов – минимум, то есть, их почти нет. Недовольство действиями пилотов команды Citroen привело команду Honda к судьям. Маршалы наказали Citroen, но не за блокировку и вероятную подгонку результатов под вторую гонку, а за выезд машины с пит-лейна с техническим вентилятором на бампере. Механики просто забыли снять охлаждающее устройство, и оно не замедлило отвалиться, как только машина покинула пит-лейн.
В «Хонде» посчитали действия пилотов Citroen Ма Цинь Хуа и Ивана Мюллера неспортивными, так как просматривалась попытка в квалификации искусственно подогнать результат под старт второй гонки. «Ситроены» ехали ровно так, чтобы оказаться на 9-й и 10-й позиции в квалификации. Это автоматически давало им первые стартовые места во второй гонке согласно правилу «перевернутой решетки», которая применяется в мировом туринге и других соревнованиях, состоящих из двух гоночных заездов. В неприятную ситуацию опять же с «Ситроеном» попал пилот Roal Motorsport Том Коронель. В самом конце первого сегмента он шел с опережением своего графика и мог пройти во второй сегмент, но уперся бампером в "Ситроен" Ма, что и помешало пилоту Roal Motorsport показать хорошее время. Один из пользователей Twitter написал, что согласен с высказыванием Тома Коронеля. Пользователь написал: «Ситроенам» следует использовать радио или установить побольше зеркал на машинах». Сам Коронель обозначил свою позицию так: «Я человек не грубый, но я сказал, что думал». Коронель показал неплохое время во второй части свободных заездов, но не смог выйти из первого сегмента квалификации. Партнер Коронеля по команде Том Чилтон написал в своем Twitter, что результаты его и напарника оказались неудовлетворительными: «В конечном итоге мы заняли 15-е и 16-е места, тогда как могли бы быть в топ-10».
Глава команды Citroen Ив Маттон в интервью даже не скрывал намерений команды специально вывести двух своих пилотов на первый стартовый ряд второй гонки. «Мы поставили Ма задачу на второй поул. Позже та же задача была поставлена и Мюллеру», - сказал Ив Маттон каналу Eurosport. Позже появилась информация о том, что Маттон посоветовал «хондовцам» лучше заниматься настройкой машин, нежели ходить к судьям с претензиями.
Так или иначе, но в первой и второй гонках пилоты Citroen заняли первые ряды. Позиция в начале пелетона исключительно важна в гонках на узких городских трассах и расчет команды «Ситроен», если он был таков, полностью оправдался: пилоты французской команды выиграли парами первую и вторую гонки.
Первая гонка выглядела очень скучно. Обычно так и бывает на трассах типа Макао и Вила Реал. За короткое ремонтное время (репейр-тайм) между гонками сложно восстановить автомобиль, если тот сильно поврежден. Поэтому многие пилоты предпочитают синицу в руках. Единственный острый момент произошел в самом начале заезда между Ма и Уго Валентом, который закончился сходом французского пилота. В хвосте пелетона Джон Филиппи и Грегуар Демюстье боролись за последнюю и предпоследнюю позиции, и это сражение оказалось самым интересным по ходу заезда. Все три «Лады» благополучно добрались до финиша в следующем порядке: Яап Ван Лаген (8), Ники Катсбург (9), Роб Хафф (10). Абсолютно провальной гонка оказалась для гонщиков, выступающих на Chevrolet. Лучшим среди них стал Том Коронель на 12-й позиции. А заезд как квалифицировались, так и выиграли Хосе Мария Лопес (1), Себастьен Лёб (2) на «Ситроенах» и Норберт Мичелис (3) на «Хонде».
Вторая гонка прошла вечером после длительного перерыва, но время для ремонта машин от этого, естественно, не увеличилось: оно четко регламентировано правилами. На первом стартовом ряду стояли два «Ситроена» Ма и Мюллера, на втором – две «Лады» Лагена и Катсбурга. За ними стоял португальский гонщик Тиагу Монтейру на «Хонде». «Лады» не славятся быстрым стартом, но пилоты на желтых машинах хоть и не стремительно, но нормально ушли в гонку. Однако Тиагу Монтейру оказался быстрее и подумал, что может на узкой трассе проскочить между двух «Лад». Три машины в ряд не уместились. Монтейру задел обе «Лады», потерял управление и влетел в борт трассы, утянув за собой Лагена. Машина португальца оказалась разбита очень сильно, «Лада» Лагена – серьезно. Яап ван Лаген: «Я ехал прямо, ни вправо, ни влево не сворачивал и очень удивился, когда получил от Монтейру сильнейший удар». Жертвой этой аварии стал и Стефано Д’Асте, он также был удивлен произошедшим с ним эпизодом: «Я ехал нормально, пока откуда-то не прилетело колесо с куском подвески». Повреждения автомобиля Стефано оказалась «несовместимы» с гонкой.
На уборку всех обломков ушло пять кругов, в течение которых сейфти-кар «возил» пелетон по трассе. Судьи добавили в заезд максимально разрешенное количество кругов – два. Но как потом выяснилось, этого можно было и не делать.
После рестарта два «Ситроена» сразу уехали, причем Ма Цинь Хуа постепенно наращивал преимущество над Иваном Мюллером. Третью позицию занял Ники Катсбург на «Ладе», сформировав за собой через пару кругов «паровозик» из четырех машин. Потом эту группу догнали и другие пилоты. Не сказать, что «Лада» была существенно медленнее всех, но давление, которое оказывал почти весь пелетон на Катсбурга, было чудовищным. Ники ошибается, широко выйдя из очередного поворота. В образовавшуюся брешь ринулась сразу целая толпа пилотов. Себастьен Лёб в этой ситуации не справился со своей машиной и «причалил» к ограждению. Ники Катсбург чудом увернулся и срезал поворот по свободному варианту проезда, откатившись на шестое место. На 12-м круге внезапно Катсбург теряет управление своей «Ладой», автомобиль два раза ударяется об ограждения и застывает посредине трассы. После этого на трассе появляются красные флаги, а чуть позже маршалы объявили об окончании гонки.
Победа «Ситроенов» оказалась смазанной, но количество очков в чемпионате от этого не уменьшается. В СМИ пошли слухи о том, что французский производитель раздумывает над выбором гоночных серий для своих автомобилей на ближайшее время. Говорят, что выступление в WTCC может быть вовсе прекращено. Ив Маттон отказался комментировать эти сообщения, отметив, что команда готовится к следующему сезону. Более того, у всех пилотов Citroen, кроме Ма, есть контракты на следующий год. Также пока на уровне слухов говорят о приходе трех производителей. Речь идет о Volvo и Kia, третий не известен. Еще на этапе в России шеф мирового туринга Франсуа Рибейро сказал в интервью прессе, что идут переговоры с тремя производителями, но на просьбу НГ-Online уточнить, г-н Рибейро ответил отказом. «Это было бы безответственно с моей стороны называть компании, переговоры с которыми еще идут. Разглашение информации на данном этапе может отрицательно повлиять на процесс консультаций», - сказал Франсуа Рибейро.
2015 год в WTCC может стать годом оригинальных гонок в серии. Экс-промоутер Марчелло Лотти не особо шел на эксперименты, которые охотно проводит Франсуа Рибейро. Сначала был необычный этап в «Зеленом аду» Нюрбургринга, теперь планируется вечерняя гонка в Катаре. На днях Всемирная федерация автоспорта (FIA) утвердила перенос даты последней гонки сезона на 26-27 ноября. Именно эта гонка и будет вечерней. Также финальный уик-энд мирового туринга совпадет с последней гонкой «Формулы-1», но финал туринга будет в субботу, а финал «Формулы-1» в воскресенье, и на разных трассах, разумеется. Таким образом, два главных автоспортивных чемпионата мира финишируют одновременно, что весьма символично.
Чемпионат WTCC уходит на двухмесячные каникулы, завершив европейский сегмент первенства. Следующая гонка пройдет в Японии 11-13 сентября. До конца сезона остается всего восемь гонок в рамках четырех азиатских этапов. Кстати, в следующем году география WTCC будет расширена за счет уменьшения гонок в Европе, но этап в России, по словам Рибейро, в 2016 году состоится, если не произойдет чего-то экстраординарного.