Фото Reuters
На автодроме «Сузука» прошел пятнадцатый этап чемпионата мира по кольцевым автогонкам в классе «Формула-1». Гран-При Японии был омрачен новостью о смерти пилотессы Марии де Виллоты. В память о гонщице перед началом Гран-При прошла минута молчания, и многие пилоты изобразили на шлеме белые звездочки. Соревнования на «Сузуке» снова прошли под подавляющим преимуществом команды Red Bull Racing, чьи пилоты оформили победный дубль: Себастьян Феттель – первый, Марк Уэббер – второй. Третьим на подиум поднялся пилот Lotus Ромэн Горожан. Неудачно сложилась гонка для команд Merscedes и, уже обычно, - для McLaren. Блеснули мастерством пилоты Sauber на воскресшей под конец сезона машине.
Визит «Формулы-1» в Японию для местных поклонников автоспорта всегда праздник. И пилоты, и команды, и организаторы признают, что в Стране восходящего солнца - самые верные и потрясающие болельщики. Достаточно сказать, что японцы приходят на автодром не только на свободные заезды, квалификацию и гонку, но и посмотреть, как в четверг команды распаковывают оборудование и монтируют боксы. Среди заметных вип-персон на стартовой прямой был замечен знаменитый оперный певец Пласидо Доминго. Он же и вручил кубок победителю.
Фото Reuters |
Гонка началась с аварии в первом повороте, которую устроили пилоты из конца пелетона. Болиды Marussia и Caterham не поделили трассу, в результате чего Гидо ван дер Гарде и Жюль Бьянки сошли с дистанции. Также на первом круге, вероятно, о переднее антикрыло соперника, пробил покрышку Льюис Хэмилтон (Mercedes). На втором круге он заменил колесо, и на девятом вовсе покинул трассу. Яркое сражение было «организовано» пилотом Toro Roso. За более медленным и на изношенных шинах болидом собралась солидная компания, где каждый пилот рассчитывал в суматохе взаимных атак отвоевать позицию или две. Благодаря этой задержке тройка лидеров существенно ушла вперед, и битва за подиум состоялась между тремя пилотами. Хорошо, что это сражение вообще состоялось, не в пример прошлым гонкам, когда со старта было понятно с большой долей вероятности, кто приедет на подиум.
Фото Reuters |
FIA/Судьи. Снова, как и в прошлый раз, своей «объективностью» отличились судьи. Принято считать, что с судьями не спорят, а подача апелляций зачастую не приносит успеха. Однако вовсе не обращать внимания на действия арбитров нельзя. Первый эпизод связан с ситуации на пит-лейне. Механики Mercedes, вероятно, проявили невнимательность и выпустили Нико Росберга прямо под колеса заезжающего в боксы Серхио Переса. Благодаря мастерству пилотов столкновения не произошло, но ситуация была неприятная. В таких случаях обычно команду штрафуют деньгами, но тут судьи решили наказать пилота проездом по пит-лейну. Непонятно, какой логикой руководствовались арбитры, наказывая пилота, вины которого не было. Наверное, гонщика «побили» в назидание всей команде, то есть, провели воспитательный момент. Но сам Нико в комментарии сказал, что считает наказание справедливым. Столь неадекватное действие судей может быть оправдано, только если Нико как-то сам «выпрыгнул» перед Пересом. Комментариев от Mercedes, кто реально виновен в инциденте на момент написания материала не было.
Еще более нелепым выглядит решение наказать Даниэля Риккъярдо также проездом мимо боксов за обгон соперника по внешней стороне. Формально Дэн, конечно, нарушил правила: выполнил маневр за пределами трассы. Однако, только слепому было не видно, что вариантов у пилота не было, как покинуть трассу. А то, что он вернулся впереди соперника, так это, в данном случае, спорный аргумент для наказания. Так наказывают за срез поворота и получение преимущества. И то, штраф накладывается если обогнавший не вернет позицию сопернику. В случае с Риккъярдо маневр выполнялся не по короткой, а по длинной траектории. В любом случае, мера наказания явно не соответствует степени вины. К чему в итоге могут привести такие меры? К тому, что пилоты просто перестанут рисковать при обгонах, боясь получить такой штраф, который делает дальнейшую борьбу исключительно сложной, и зрители получат отличную безопасную «безобгонку», вызывающую зевоту.
Red Bull Racing. То, что команда отобрала у Марка Уэббера шанс на победу прямо не говориться, но читается между строк во многих комментариях. Незадолго перед гонкой М. Уэббер для понять, что при возникновении борьбы на трассе, он не станет уступать своему напарнику. Вероятно, чтобы не рисковать, на командном мостике пилотов решили развести, исключив их сражение на трассе, которое явно намечалось. В этот раз со старта все пошло не «по-феттелевски». Из-за проблемы с системой KERS, лидер чемпионата уступил поул-позицию своему напарнику, а на старте пропустил вперед еще и Ромэна Грожана на Lotus. Его, кстати, пропустил и Уэббер. По всему Марк должен был приехать на финиш раньше С. Феттеля, но в команде, видимо, решили иначе. Странный второй пит-стоп не оставил Марку шансов на первое место, потому что после третьего заезда в боксы он оказался позади не только своего напарника, но и позади Р. Грожана. После гонки М. Уэббер выразил удивление такой тактикой, а глава команды Кристиан Хорнер сказал, что у Марка быстро изнашивалась резина. Марк Уэббер: «Я был немного удивлён переходу на три пит-стопа. Я спросил команду, правильно ли мы поступаем. Себастьян продержался на трассе немного дольше, но две остановки были вполне реальным сценарием. Я чувствовал, что мог продержаться до нужного круга». В общем, налицо очевидная командная тактика в ситуации, когда ее применение не было необходимым. Опасности будущему титулу С. Феттеля не было. Также зрители стали свидетелями очень редкого за последнее время явления: С. Феттель кого-то обогнал на трассе. Этим «кем-то» оказался Р. Грожан. У пилота «Лотуса» - не самая хорошая репутация «занозы», и, вероятно, чтобы не усугублять свое положение и заработать очки, Ромэн решил особо не рисковать и сдал С. Феттелю позицию почти без боя. Кажется, что если бы на месте молодого французского пилота оказался кто-то из гонщиков «покруче», С. Феттелю пришлось бы несладко. Было бы здорово на месте Р. Грожана увидеть Фернандо Алонсо, например. Таким образом, С. Феттель без особых проблем обогнал Lotus, а другую позицию ему, фактически, подарила команда. И после этого С. Феттель назвал свою победу «фантастической». Все что мог сделать Марк Уэббер после своего третьего пит-стопа за десяток кругов до финиша, так это достать и обогнать все того же многострадального Р. Грожана, который стал участником такого своеобарзного «боя быков».
Sauber F1. Уж если применять термин «фантастический», так это к работе команды Sauber. Вчерашний аутсайдер в Японии привел обе свои машины в зачетной зоне, а Нико Хюлькенбергу едва не хватило скорости, чтобы снова занять четвертую строчку в итоговом протоколе. Первые очки в своей карьере набрал Эстебан Гуттиерес: «Я верю в команду и уверен в машине - это крайне важно. В нескольких последних Гран-При я добивался неплохих результатов в квалификации, но в гонках выглядел хуже. Сейчас мне удалось всё собрать воедино, что стало результатом невероятных усилий». Успехи швейцарской команды особо хорошо видны на фоне абсолютного и полного провала в этом сезоне команды McLaren, которая так ничего и не смогла сделать со своими машинами. Команда Sauber под оперативным управлением Мониши Кальтерборн сегодня преподнесла такой вот своеобразный подарок Фрэнку Зауберу в день его семидесятилетнего юбилея.
Mercedes AMG Petronas F1. В Японии у команды снова все пошло не так, как могло бы быть. Льюис Хэмилтон сначала пробил колесо, а на девятом круге вообще сошел. Нико Хюлькенберг был отброшен назад после штрафного проезда по пит-лейну. «Конечно, это был вполне заслуженный штраф. Я знал, что меня накажут. Ситуация с небезопасным выездом из боксов была вполне однозначной, но так уж получилось, и остаётся только об этом сожалеть. Отбыв штраф, я довольно сильно отстал, и отыгрываться было очень трудно. Но я пытался пробиваться вперёд, и иногда у меня даже были интересные дуэли, например, с Пересом, хотя, по-моему, то, что он сделал, было неправильно и, безусловно, опасно», - сказал Нико после гонки. В целом для команды еще есть неплохие шансы завоевать второе место в Кубке конструкторов. От Ferrari Mercedes отделяет всего десять очков.
Vodafone McLaren Mercedes. Как сказал Мартин Уитмарш, «команда постарается закрепиться на пятом (!) месте в Кубке конструкторов». Видимо, одного позитивного настроя под лозунгом «будем бороться на следующем этапе» явно не хватает. Пока что не появилось комментариев, почему с обоими пилотами возникли задержки на пит-лейне. В общем, по форме машины в целом, это и не так важно. Дженсон Баттон с трудом «выгрыз» девятое место, совершив под конец ряд эффективных маневров. Серхио Перес, как ни боролся, не смог попасть в десятку лидеров. Ко всему прочему он еще и пробил колесо, атакуя Нико Росберга.
Очередной, шестнадцатый этап чемпионата мира пройдет в Индии через две недели.
Цитаты даны по сайту F1News.ru
PROVISIONAL RACE RESULTS The Japanese Grand Prix Suzuka, Japan; 53 laps; 307.471km; Weather: Dry. Classified: Pos Driver Team Time 1. Sebatian Vettel Red Bull-Renault 1h37m410s 2. Mark Webber Red Bull-Renault +7.1s 3. Romain Grosjean Lotus-Renault +9.9s 4. Fernando Alonso Ferrari +45.6s 5. Kimi Raikkonen Lotus-Renault +47.3s 6. Nico Hulkenberg Sauber-Ferrari +51.6s 7. Esteban Gutierrez Sauber-Ferrari +1m11.6s 8. Nico Rosberg Mercedes +1m12.0s 9. Jenson Button McLaren-Mercedes +1m20.8s 10. Felipe Massa Ferrari +1m29.2s 11. Paul di Resta Force India-Mercedes +1m38.5s 12. Jean-Eric Vergne Toro Rosso-Ferrari +1 lap 13. Daniel Ricciardo Toro Rosso-Ferrari +1 lap 14. Adrian Sutil Force India-Mercedes +1 lap 15. Sergio Perez McLaren-Mercedes +1 lap 16. Pastor Maldonado Williams-Renault +1 lap 17. Valtteri Bottas Williams-Renault +1 lap 18. Charlies Pic Caterham-Renault +1 lap 19. Max Chilton Marussia-Cosworth +1 lap Fastest lap: Mark Webber, 1m34.587s Not classified/retirements: Driver Team On lap Lewis Hamilton Mercedes 9 Giedo van der Garde Caterham-Renault 0 Jules Bianchi Marussia-Cosworth 0