Фото официального сайта DTM
В преддверии второго этапа DTM в Великобритании, на вопросы НГ-Onlineответил российский автоспортивный комментатор и обозреватель Сергей Беднарук
В ближайший уик-энд на автодроме Брэндс-Хэтч в Великобритании пройдет уже второй этап популярной кузовной гоночной серии DTM. Но прежде хотелось бы вернуться к первой гонке – какие впечатления она оставила?
Как и все поклонники автоспорта, я с нетерпением ждал старта сезона. Во-первых, межсезонье в DTM в этом году было очень долгим, а во-вторых, именно гонка в Хоккенхайме должна была вынести вердикт двум новинкам, которые известны по Формуле-1, но в DTM были введены только в этом году: системе DRS и опциональному типу шин. Как известно, в Ф-1 эти решения до сих пор вызывают споры, поэтому организаторы самой престижной «кузовной» серии при разработке своих правил постарались учесть недостатки «королевы автоспорта». На предсезонных тестах новинки зарекомендовали себя хорошо, однако об их эффективности в гоночных условиях до первого этапа судить было невозможно.
Но, как показала гонка в Хоккенхайме, новые правила достигли своей цели – борьбы и обгонов стало больше! Достаточно отметить, что в общей сложности за 42 круга гонщики совершили 45 обгонов – это больше, чем за две прошлогодние гонки на «Хоккенхаймринге» вместе взятые! Причём, система DRS, в отличие от Ф-1, где она за счёт аэродинамических особенностей машин с открытыми колёсами даёт слишком большое преимущество в скорости, не превратила обгоны в DTM в банальные опережения на прямой.
В чём принципиальные отличия от работы DRS в DTM и Ф-1?
В DTM использовать DRS пилот может, если его отставание от едущего впереди соперника не превышает двух секунд. В этом случае в течение круга система можно активировать один раз в любом месте. Изменение угла атаки заднего антикрыла на разрешённые регламентом 16 градусов, как и обещали инженеры, лишь позволяло догоняющему пилоту компенсировать теряемое из-за воздушных потоков от впереди едущей машины время. Благодаря этому к точке торможения преследователь получал возможность выйти на дистанцию атаки или поравняться с соперником. В итоге в Хоккенхайме зрители увидели настоящие очные противоборства и красивые обгоны – причём эти маневры происходили не только перед шпилькой после длинной прямой, где все и использовали механизацию заднего антикрыла, но и на двух следующих более техничных секторах – на «Мерседес-Арене» и «Мотодроме», где прежде такое было большой редкостью. Борьба кипела на каждом участке трассы на протяжении всей дистанции – то, о чем мечтали болельщики!
А как себя зарекомендовали опциональные шины?
Введение опциональных шин и правило использования двух разных типов резины по ходу гонки, а также отмена фиксированного окна для двух обязательных пит-стопов, как и ожидалось, внесли существенное разнообразие в стратегию команд. Каждый гонщик теперь имеет в своём распоряжении по одному комплекту мягких сликов, который нужно использовать в гонке – при этом этот единственный комплект можно использовать дважды по ходу дистанции. После квалификации, когда по новым правилам нужно определиться, на каком типе стартовать в гонке, решения разделились примерно поровну: 10 гонщиков выбрали стандартную резину, а 12 решили провести первый отрезок на опциональной. Это вкупе с DRS также обострило борьбу на трассе.
При этом мягкие шины Hankook, в отличие от резиновой продукции Pirelli в Формуле-1, продемонстрировали стабильные характеристики и не превратили гонку в соревнование по экономии покрышек. Так, Дирк Вернер провёл на опциональном типе 31 круг – его темп постепенно снижался, но серьёзного обрушения не произошло. Это позволило немцу осуществить впечатляющий прорыв с 20-й стартовой позиции на второе место.
Если исходить из результатов первого этапа, насколько оправдались предсказания аналитиков по поводу выступления тех или иных пилотов и команд?
Перед началом сезона никто не рисковал делать какие-либо прогнозы – ни журналисты, ни сами участники. И первый этап показал, что не зря! В этом году в DTM очень сильный состав участников, борьба равная и к потенциальным претендентам на победу можно смело отнести добрую половину пелотона. К тому же, новые правила внесли серьёзный элемент непредсказуемости. Даже после первого этапа выделить фаворитов невозможно. Определённо, нас ждёт захватывающий сезон!
Какие моменты гонки были самыми яркими, по вашему мнению? Кто из пилотов оправдал лично ваши ожидания, а кто нет?
Самым ярким эпизодом гонки был отрезок между первым и 42-м кругом! Можно без преувеличения сказать, что весь заезд был насыщен событиями на трассе – было все: борьба, обгоны, контакты. При этом, несмотря на итоговый победный дубль BMW, мы увидели равную борьбу между тремя производителями.
Аугусту Фарфус уверенной победой доказал, что не зря многие его называли одним из возможных претендентов на титул. Очень хорошее впечатление произвела мерседесовская молодежь – особенно самый молодой пилот в истории серии 18-летний Паскаль Верляйн, который некоторое время даже лидировал! Стоит отметить, кстати, что лучшим гонщиком Mercedes стал Кристиан Фиторис, который в очной борьбе за третье место опередил Гэри Паффетта, которого считали безоговорочным лидером штутгартского концерна. Молодцом выглядел экс-пилот Ф-1 Тимо Глок, уверенно прорывавшейся наверх после неудачной квалификации – жаль, что незакрепленное на пит-стопе колесо не позволило ему финишировать в дебютной гонке DTM. Для Audi, несмотря на выигранный Тимо Шайдером поул, сезон начался вновь тяжело, хотя если бы не ошибочное решение не заехать на пит-стоп сразу после появление на трассе машины безопасности, то немец наверняка бы был на подиуме…
Пелотон DTM интернациональный, но, естественно, что там больше немецких пилотов. Каковы критерии для пилота при желании попасть в этот чемпионат?
Главные критерии – это скорость и талант, которые позволяют попасть в поле зрение заводских команд. DTM – едва ли не единственная гоночная серия в мире, где пилот не может купить себе место в команде. Автоконцерны выбирают пилотов исходя из их способностей на трассе, а не размера спонсорского кошелька. В этом плане DTM куда предпочтительнее Формулы-1, где сейчас только пять первых команд платят гонщикам гонорары, а остальные приглашают тех, кто может принести с собой бюджет. В DTM все пилоты в пелотоне невероятно близки по уровню – и уровень этот очень высокий.
Кстати, в этом году немцев действительно больше, но это вовсе не показатель. Например, несколько лет назад наибольшее представительство было у британцев. В нынешнем сезоне 22 пилота представляют десять различных национальностей: тут и немцы, и британцы, и испанцы, и канадцы, и швед, и американец, и бразилец, и итальянец, и француз, и португалец. Русских пока нет…
Есть ли шансы у кого-либо из российских пилотов оказаться в DTM?
Этот тема была затронута во время беседы с боссом DTM Хансом Вернером Ауфрехтом. Он признался, что хотел бы видеть в чемпионате Виталия Петрова. Ведь именно он является наиболее известным российским гонщиком – как у нас в стране, так и за рубежом. При этом герр Ауфрехт также отметил, что следит за российскими картингистами и считает, что среди них есть около десятка весьма перспективных пилотов. Но окончательное решение о выборе гонщиков принимают производители. Сначала нужно получить приглашение на тесты, и если они пройдут успешно, то пилоту может быть предложен контракт заводского гонщика. В этом году наших в DTM нет, но в следующем сезоне – кто знает…
Важный вопрос об отношении организаторов к своим зрителям и журналистам. Как себя чувствовали все те, кто пришел посмотреть гонки? Не секрет, что, например, в F1 не особо обременяют себя заботой о зрителях…
В DTM по иному относятся к болельщикам – серия делает всё, чтобы быть максимально открытой для публики: доступ в паддок, автограф-сессии, прогулки по пит-лейн. При этом цены на билеты в разы дешевле, чем в Ф-1. Кстати, в Хоккенхайме была опробована новая «фишка» - во время открытия для зрителей прохода на пит-лейн в воскресенье с утра команды отныне тренируют у своих боксов пит-стопы, так что болельщики теперь получили уникальную возможность увидеть этот процесс в непосредственной близи. Гонщики DTM очень открыты и дружелюбны – даже если спешат, то никогда не откажут в автографе или просьбе сфотографироваться. Атмосфера в паддоке DTM очень приятная. И очень здорово, что этот большой гоночный праздник уже в этом году приедет в Россию. И пользуюсь случаем, хочу лишний раз призвать отечественных поклонников автоспорта придти в первые выходные августа на Moscow Raceway – уверяю, это будет круто!
Пока, наверное, сложно говорить о тенденциях в чемпионате 2013 года, но все же, на кого из пилотов стоит обратить внимание болельщикам?
Еще раз повторю, что состав гонщиков в DTM настолько сильный, что внимания заслуживает каждый пилот. Судите сами: среди нынешних участников пять чемпионов прошлых лет, девять гонщиков, уже имеющих на своём счету победы, талантливая молодежь, побеждавшая в сильных юниорских чемпионатах, и, конечно, новый «пришелец» из Ф-1. Поэтому советую просто смотреть гонки, следить за новостями на официальном сайте серии, который теперь, кстати, доступен на русском языке, ну и, конечно, заглядывать в мой блог.
Каковы ваши прогнозы на второй этап?
Прогнозы делать абсолютно бессмысленно. Впереди – самая короткая в календаре трасса протяженностью менее двух километров и, как следствие, самое большое количество кругов в гонке – аж 98! Прежде на «Брэндс-Хэтче» обгонять было очень трудно, поэтому очень многое зависело от квалификации, где все решают, учитывая короткий круг, тысячные доли секунды. Однако в этом году с нововведениями нас наверняка ждет немало событий и сюрпризов во время гонки. Скорее всего, эффект от механизации антикрыла на этой трассе, где по сути нет длинных прямых, будет не такой большой, как в Хоккенхайме, но вкупе с двумя типами шин это вновь должно серьезно обострить борьбу. Так что, думаю, нас ждет еще одна захватывающая гонка и упорная борьба за победу между пилотами Audi, BMW и Mercedes.