Фото пресс-слубы команды Vodafone McLaren Mercedes
Во вторник, 5 февраля, стартовали официальные тесты новых болидов «Формулы-1». На автодроме в испанском Хересе собрались все команды пелетона будущего года. Большинство команд, включая даже «Марусю», привезли новые машины. Исключение составила конюшня Williams, которая представит свой новый болид в начале второй тестовой серии 19 февраля.
Последние презентации машин состоялись вчера вечером и сегодня утром. STR08 от Toro Roso представили пилоты Даниэль Риккардо и Жан-Эрик Вернь. Глава команды Франц Тост рассчитывает, что его команда займет в новом сезоне шестое место в кубке конструкторов. В прошлом сезоне «юниорский Ред Булл» не блистал, едва не скатившись на уровень так называемых «новых команд». Команда Cateham показала свой CT03. Новую машину будут пилотировать новые боевые пилоты Шарль Пик (перешел из Marussia) и Гидо ван дер Гарде (ранее не участвовал в Гран-При F1 кроме как в роли тестера). В прошлом сезоне неплохо финансируемая конюшня Тони Фернандеса не смогла добиться сколько-нибудь заметных результатов. Прежде всего, по мнению многих обозревателей, это касается машины. В общем, не удивительно, что новый глава Caterham F1 Сирил Абитебул хочет завоевать в новом сезоне место выше десятого. Но там у него на пути будет стоять Toro Roso, которая тоже хочет наверх. Подобные заявления перед началом сезона абсолютно стандартны для всех, а по ходу сезона они трансформируются в заявления типа «мы будем напряженно работать». Наконец, Marussia без громких предварительных анонсов показала свой автомобиль за полчаса до начала тестовых заездов. В команде пока только один боевой пилот – Макс Чилтон. Вероятным претендентом на второе место считается Луис Разиа. MR02 – доработка машины прошлого сезона. Это выглядит логичным. Вероятно, что команда предпочтет удержаться в чемпионате в этом сезоне, не разделив судьбу HRT и к следующему подготовить новый болид по новым спецификациям.
Вообще почти во всех командах поминают будущий сезон, оценивая нынешний как переходный. Вполне вероятно, что чем ближе будет финиш 2013-го года, тем меньше усилий инженеры будут тратить на болиды текущего сезона, сосредоточившись на разработке новых машин. Каких-то прорывов в 2013-м, видимо, ждать не стоит, но сюрпризы, особенно во второй части сезона, вполне могут быть.
Время от времени раздаются недовольные возгласы о том, что тестов в F1 мало. Их действительно мало, и команды, прежде всего – богатые, предпочли бы больше проводить проверочных заездов. Однако тестовая серия – недешевое мероприятие и вполне может возникнуть ситуация при которой увеличенное количество тестов смогут пройти не все команды. Таким образом нарушится гипотетическое равенство возможностей, при котором обеспеченные конюшни получат преимущество в работе над автомобилями. Но здесь есть и вторая сторона вопроса - пилоты. Молодые гонщики, пришедшие в Королевские гонки, часто нуждаются в гораздо большем накате, чем у них получается сейчас. Но последнее время все ярче вырисовывается ситуация, когда гонщик – лишь «пока» необходимое приложение к машине, ее лицо. Всем понятно, хотя бы на примере Михаэля Шумахера, что если у тебя автомобиль, грубо говоря, не едет, то ты можешь быть сто раз Шумахером, но подиума не будет.
Делать какие-либо прогнозы на сезон на основании тестов сложно, тем более невозможно ничего толком сказать о возможностях машины после первого дня заездов. Каждая команда работает по своей программе, отрабатывая элемент за элементом. Часто бывали случаи, когда итоги тестов были отличными, а гонки показали, что машина не так уж и хороша. Однако по мнению Эндрю Бэнсона – главы отдела F1 британского издания Motorsport, по итогам всех тестов можно сделать кое-какие прогнозы на сезон. «По истечении 12 дней прошлой зимой, мы решили, что McLaren был самым быстрым автомобилем и Red Bull выглядел сильным, Lutos и Mercedes не отстают и Ferrari борется . Это в основном так сезон и начался. Чтобы прийти к каким-то выводам, надо проанализировать большое количество данных. Мы сделаем все возможное, чтобы сделать это по ходу тестов 2013 года», - пишет Бэнсон.
В первой половине дня на трассу вышли все команды, но не все сразу═показали время, попавшее в протокол. Неисправность═на болиде McLaren топливного═насоса похоронила первый выезд команды. Стоит отметить, что проблема с насосом - не свежая. В прошлом сезоне поломка этого агрегата стоила Льюису Хэмилтону победы в Абу-Даби, а инженеры команды говорили, что тщательно работали над этой проблемой при постройке новой машины.
На новом Mercedes также возникли неполадки, но с электрикой, что привело к возгоранию. Вторая половина для Дженсона Баттона выдалась более продуктивной, чем первая. По итогам первого дня тестов McLaren лидирует. Второе время у Марка Уэббера (Red Bull Racing), третье – у Ромэна Грожана (Lotus). А вот Mercedes больше на трассу не вышел, досрочно завершив тестовый день. Также раньше закончили программу в Marussia после того, как Макс Чилтон повредил подвеску своего болида. В целом первый день тестов прошел довольно продуктивно для всех команд.
Также одной из тем дня стало отсутствие Фернандо Алонсо, хотя то, что он приедет на тесты было известно давно. Обозреватели недоумевают по поводу того, что Алонсо продолжает готовиться к чемпионату вдали от тестовой трассы. На BBC его отсутствие назвали даже словом «вопиющее». Хотя есть мнение, что Алонсо считает трассу в Хересе малопригодной для тестов, поэтому предпочел отсидеться за ее пределами. В любом случае, это его право и право команды, как эффективнее использовать пилота. Фернандо не вчера пришел в «Формулу-1» и наверняка знает, что делает. Также, справедливости ради, надо сказать, что прошлый сезон Алонсо провел в абсолютной и очень напряженной борьбе, показав настоящий гоночный класс.