0
6053
Газета Автоспорт Интернет-версия

16.01.2013 00:00:00

Феномен "Формулы-1"

Тэги: формула1, гонки, спорт


формула-1, гонки, спорт Фото Марии Мельниковой

Остановите на улице любого человека и задайте ему вопрос: "Какие автогонки Вы знаете?" Ответ будет - Формула 1. Как будто ничего другого на свете не существовало и не существует! Потом обычно вспоминают Дакар и 24 часа Ле-Мана, но ведь если разобраться, в мире проходит невероятное количество автомобильных соревнований вроде WTCC (чемпионат мира по кольцевым гонкам) или WRC и IRC (первенства по ралли). Феноменально, не правда ли?

Увлечение Формулой 1 похоже на помешательство. Пилоты Королевских гонок (именно так еще называют Ф1) пожизненно причисляются своими фанатами к лику святых и являются чуть ли не главным мерилом мужественности. И это несмотря на то, что последнее время слишком большое значение имеют техника и инженерные настройки, а не человек за рулем.

Болельщики (и не только ) обсуждают команды Red Bull и Ferrari как будто это их ближайшие родственники. Носят их одежду и цвета, гордятся тем, что сумели получить автограф гонщика Формулы 1! А еще рассказывают о посещении Гран При, как о главном событии в жизни.

За всю историю гонки Формулы 1 проходили в 33 странах (сейчас только в 19) и на четырех континентах, а по телевизору их транслируют вообще на весь мир. Поэтому во всех уголках планеты знают, кто такой Михаэль Шумахер и что чемпионом в 2012-м стал Себастьян Феттель. Большинство даже представляет себе, кто такой Аэртон Сенна, несмотря на то, что он погиб много лет назад.

Про Формулу 1 известно, что это очень дорогой и очень престижный вид автомобильного спорта. Но много ли на самом деле мы про него знаем?

Чтобы прояснить основные «моменты истины», связанные с Королевскими гонками, FreeDRIVE magazine собрал для вас наиболее интересную и полезную информацию.

ИСТОРИЯ

Корни Формулы 1 лежат в "чемпионате Европы автогонок Гран При", который проводился в 1920-е и 1930-е годы. Его организаторы и сформулировали главные правила, ставшие основой регламента Ф1. Проведение первого чемпионата планировалось на 1941-й год, но Вторая Мировая война отодвинула даты, а после за дело взялась образованная в 1946 году Международная Автомобильная Федерация (FIA).

Самая первая гонка Формулы 1 состоялась 13 мая 1950 года на английской трассе Сильверстоун. В первый год было 7 Гран При, одно из которых проходило даже в Америке (на трассе Индианаполис 500). Правила тех лет существенно отличались от нынешних, а главным фаворитом сезона была заводская команда Альфа Ромео.

До 1958 года чемпионат мира был исключительно личным. Затем очки стали начисляться и командам - так родился Кубок Конструкторов.

1981 год ознаменовался подписанием первого договора Согласия ≈ документа, регламентирующего отношения между командами Формулы 1, владельцем коммерческих прав и FIA (договор трехсторонний), согласно которому все права на телевизионные трансляции королевских гонок были переданы новообразованной компании «Управление и развитие Формулы 1». Ее директором стал Берни Экклстоун, и с тех пор его, не без основания, называют «боссом Ф1».

ПРАВИЛА

В сезоне 2012 участвовало 12 команд и 24 болида, а это значит, что каждая команда выставляет по 2 автомобиля. По регламенту конюшен не может быть меньше 9 и больше 13. Если коллективов меньше, кто-то обязан выставить третью машину. В случае, если команда не выходит на старт гонки или выставляет только один болид, может последовать наказание в виде штрафа.

В 2012 году состоялся 63-й в истории чемпионат Формулы 1, в котором приняло участие 25 пилотов. Сезон состоял из 20 этапов, которые называются Гран При. Grand Prix (от англ. большой приз) проводится с пятницы по воскресенье и включает в себя свободные заезды, квалификацию и гонку.

Обычно сезон длится с марта по октябрь, а количество этапов варьируется: от 7-ми в 1950 году до 20-ти в 2012.

За первые 8 мест на финише гонки пилоты и команды получают очки. За годы проведения соревнований система начисления многократно менялась. Сейчас за первые 10 мест гонщики получают 25 - 18 - 15 - 12 - 10 - 8 - 6 - 4 - 2 - 1 очков соответственно.

Трое первых гонщиков поднимаются на подиум. В честь победителя играет гимн страны, за которую он выступает, а затем ≈ гимн страны, под лицензией которой выступает команда победителя.

Очки, набранные пилотами в гонке, прибавляются к их счёту в борьбе за титул чемпиона мира, а также к счёту их команд в борьбе за Кубок Конструкторов.

Номера гонщикам присваивают следующим образом: единица красуется на машине чемпиона мира (если он переходит в другую команду, то забирает единичку с собой), а дальше – в зависимости от положения в Кубке Конструкторов. При этом номер 13 не выдается никому.

БОЛИДЫ И ИХ СТОИМОСТЬ

Каждая команда сама создаёт шасси для своего болида. Моторы могут быть приобретены у стороннего производителя. Сейчас используются восьмицилиндровые, четырехтактные, V-образные, без наддува двигатели мощностью до 745 л.с., объемом не более 2,4 литра. Минимальная масса агрегата должна быть не меньше 95 кг. Для запуска мотора на пит-лейн и на стартовой решетке применяют внешний стартер. Использовать за сезон можно не более восьми двигателей на один автомобиль.

За соответствием машин техническому регламенту следят стюарды Международной Автомобильной Федерации (FIA).

СКОЛЬКО ЖЕ СТОИТ БОЛИД И ЕГО ЧАСТИ?

  • Двигатели - до $ 300 000
  • Топливный бак – $ 10 000
  • Система выхлопа – $ 6 000
  • Коробка передач – $ 65 000
  • Механика коробки по $ 250
  • Тормозные суппорта – $ 20 000 за шт
  • Тормозные диски – $ 3 500
  • Тормозные колодки – $ 2 000 за шт
  • Педали – $ 1 000 за единицу
  • Калибровочная доска - $ 850
  • Основа корпуса - $ 20 000
  • Задние антикрылья - $ 15 000
  • Передние антикрылья - $ 3 000 соответственно
  • Сидение пилота – $ 2 500
  • Подвеска – $ 35 000
  • Монокок – $ 90 000
  • Колеса (диски) – $ 3 000 за единицу
  • Резина различных типов - $ 1 500 за покрышку
  • Руль – $ 30 000

Естественно, здесь перечислены только основные детали и узлы. Общая стоимость болида Ф1 составляет от $ 600 000 до 1 млн долларов.

При этом нужно оговориться, что за сезон используется много комплектов тех или иных деталей, и общая стоимость затрат на автомобиль составляет в среднем почти 8 млн долларов! Самыми дорогими статьями расходов являются двигатели (они дороги сами по себе) и резина, так как ее используется больше всего – около 900 покрышек стирает один болид за сезон!

Прочие расходы: как-то зарплата технического персонала, топливо или еще что-нибудь могут достигать нескольких миллионов долларов в год.

С 2014 года Берни Экклстоун предложил ограничить бюджеты команд суммой в $ 250 000 000. Кроме этого команды еще платят вступительный взнос за возможность участия в Формуле 1.

С нового сезона (в 2013 году) в силу вступают новые правила. Теперь команда, выигравшая Кубок Конструкторов (Red Bull), заплатит FIA $ 500 000 базового сбора и ещё по $ 6 000 за каждое заработанное в прошлом сезоне очко. Все остальные коллективы будут вынуждены платить по $ 500 000 стандартного сбора и $ 5 000 за каждое заработанное очко. Плату за участие в чемпионате 2013 команды должны были внести до 30 ноября 2012 года.

За право провести на своей территории Королевские гонки раскошеливается и государство. Вступительный взнос в среднем составляет примерно 20 млн долларов, но вообще расхождение в цене может быть гигантским: от $ 0 за Гран При Монако до $ 60 млн за Гран При России. Но иногда промоутеры соревнований могут пойти на некоторые финансовые уступки, например, если государство отказывается от прав на телетрансляцию.

ПИЛОТЫ

За всю историю Ф1 в гонках принимало участие более 900 пилотов. При этом треть из них откатала только один сезон и так и не сумела заключить контракт на второй.

Так выглядит десятка самых эффективных гонщиков по количеству побед:

  1. Михаэль Шумахер (91)
  2. Ален Прост (51)
  3. Айртон Сенна (41)
  4. Найджел Мэнселл (31)
  5. Фернандо Алонсо (30)
  6. Джеки Стюарт (27)
  7. Себастьян Феттель (26)
  8. Джим Кларк (25)
  9. Ники Лауда (25)
  10. Хуан-Мануэль Фанхио (24)

Это за всю историю, а если рассматривать последние пять лет, самым эффективным будет Себастьян Феттель. Второе место у Фернандо Алонсо, а третье – у Льюиса Хамильтона. Михаэль Шумахер занимает лишь 9-ю строчку рейтинга.

По количеству сезонов участия Михаэль Шумахер делит первое место с Рубенсом Барикелло - каждый откатал по 19! Бразилец выходил на старт Гран При 326 раз, а знаменитый немец - 308, из которых 212 закончились победой Шумми.

Единственным в истории автоспорта посмертным чемпионом мира стал австрийский пилот Йохен Риндт, трагически погибший 5 сентября 1970 года на тренировке перед Гран При Италии. Вообще, Формула 1 достаточно кровавый вид спорта: за все годы на трассах и трибунах погибло 37 пилотов, 3 маршала и 30 зрителей.

Всего в Ф1 принимали участие пилоты из 40 стран, но только из 14 становились чемпионами.

ФОРМУЛА 1 В РОССИИ

В 2014 году Формула 1 впервые приедет в Россию. Трассу для гонок строят в городе Сочи.

Тем не менее, много лет назад у России (вернее, тогда еще Советского Союза) был шанс стать страной Ф1. Это было в начале 80-х годов прошлого века, когда после успешного проведения московской Олимпиады-80 Берни Экклстоун предложил Брежневу провести этап Ф1. Брежневу тогда эта идея понравилась, первый Гран При даже был анонсирован на 1983 год, однако, так и не состоялся по причине смерти Брежнева. А в 1986 году Берни, одержимый идеей "внедрения" королевских гонок на территорию соцстран, договорился о проведении этапа на трассе Хунгароринг, расположенной недалеко от столицы Венгрии, Будапешта.

Сейчас же идея проведения Ф1 на территории Российской Федерации вновь заиграла во всю силу. Планируется, что этап состоится в 2014 году после проведения XXII Зимней Олимпиады. Недалеко от Сочи специально для этих целей строят гоночную трассу, которая обойдется в 8 млрд рублей.

РОССИЙСКИЕ ПИЛОТЫ И РОССИЙСКИЕ КОМАНДЫ

Россия участвует в Формуле 1 последние 3 сезона. За всю историю Королевских гонок единственным отечественным пилотом, выходившим на старт Гран При, является Виталий Петров, родившийся в 1984 году в городе Выборг. На его счету участие в 58 Гран-При, 1 подиум, 3 лучших финиша и 6 лучших стартов. Всего он принес своим командам 64 очка.

Одновременно с Виталием в Формуле 1 появилась и команда с российской поддержкой. В конце 2009 года было объявлено, что одним из спонсоров новой конюшни Virgin Racing станет российский производитель суперкаров Marussia Motors. C 2011 года команда поменяла название на Marussia Virgin Racing, что немало позабавило фанатов Ф1, ведь с английского языка название переводится как «Маруся девственница». В 2012 году команда вновь поменяла "имя", став Marussia F1 Team.

Российские гонщики выступали и в качестве формульных тест-пилотов. В сезоне 2006 в команде Midland F1 Racing Toyota трудился Роман Русинов.

Ну а формально первым россиянином, севшим за руль болида Формулы 1, был Сергей Злобин, который в 2002 году после заключения контракта между Газпромом и командой Minardi провёл несколько тестов за итальянскую конюшню, но в самих Гран При участия не принимал.

НЕМНОГО ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ

Общая дистанция чемпионата Формулы 1 – приблизительно 6000 км.

Больше всего километров в гонках Ф1 намотала команда Ferrari – 488 870.23 км.

Суммарная дистанция, пройденная пилотами за всю историю Чемпионата мира Формулы 1, составляет 4 558 304.27 км. Этого расстояния хватит, чтобы добраться до Луны и обратно почти 6 раз.

В уличных гонках, таких как Гран При Монако, все канализационные люки приваривают к основаниям, потому что их поднимает в воздух аэродинамическая сила.

Раньше на пит-стопе происходила как дозаправка автомобиля, так и смена колес. Скорость заправки составляла 12 литров топлива в секунду. Для подачи топлива использовалось оборудование для заправки вертолетов. Сейчас дозаправка не производится, зато рекордное время смены 4-х колес - 2,3 сек!

На большой скорости шины болида Формулы 1 вращаются 50 раз в секунду и рассчитаны на 100-120 километров.

Рекорд минимальной разницы при пересечении двумя пилотами линии финиша принадлежит гонщикам команды Ferrari. В 2002 году на трассе Индианаполис в США он составил всего 0,011 секунды.

Физические нагрузки, которым подвергаются пилоты Ф1 во время гонки, в среднем значительно превосходят нагрузки летчика-истребителя во время полета и могут сравниться только с нагрузками космонавта в стартующей ракете! Пилот до 20 раз в минуту подвергается боковым перегрузкам в 3-5g, потеря его живой массы достигает 4-5 кг за полтора часа, и, чтобы не потерять сознание в это время, он вынужден пить воду, которая подводится к его рту специальной системой.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2089
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3120
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2460
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2469

Другие новости