Фото Reuters
После окончания Гран-При Бельгии прошло уже несколько дней, но информационная волна, поднятая грандиозной аварией на первом круге, все не утихает.
Инцидент, где виновником признан пилот команды «Lotus» Роман Грожан, почти затмил победу Дженсона Баттона, которая много значит и для него лично (после целой серии неудач), и для команды «McLaren», которая еще не потеряла шансы на Кубок Конструкторов по итогам Чемпионата мира. Вообще гонка выдалась интересная и боевая. Если за первое место с Баттоном никто особо не боролся, то за оставшиеся два места на подиуме шла ожесточенная схватка: Себястьяну Феттелю (RBR) и Кими Райкконену (Lotus) их призовые позиции достались весьма нелегко. Четвертое место Нико Хюлькенберга (Force India) и пятое Филиппе Массы (Ferrari) также впечатляют. К Филиппе это относится в большей степени: оставшись на трассе без своего напарника, он провел отличную гонку.
Аварию на старте═Гран-При Бельгии (см. видео)═судьи разобрали и вынесли быстрое и жесткое решение: гонщик команды «Lotus» не будет принимать участие в следующей гонке и заплатит 5 тыс. евро штраф. Но команда может выставить своего резервного пилота, например, Жерома Д’Амброзио.
═
На взгляд некоторых обозревателей объяснения Грожана по поводу аварии выглядят не очень состоятельно. Более того, как пишет в своей статье обозреватель═BBC Sport═Эндрю Бэнсон, некоторые пилоты высказались за более жесткое наказание для пилота «Lotus». Ники Лауда: «Я еще никогда не видел настолько глупой аварии, чем та, которую устроил Грожан. Летящая машина едва не задела голову Алонсо. Если бы я принимал решение, то отстранил бы Грожана от участия в двух гонках, чтобы он наконец начал думать». Так или иначе, но Грожан стал участником семи аварий на первом круге в течение этого сезона, хотя, как отметил глава команды Эрик Булье, он не был виновником всех инцидентов. По этому происшествию сделано огромное количество комментариев, но в случае с Грожаном, наиболее взвешенное мнение высказали в Ferrari. Во-первых, Фернандо Алонсо, который оказался в очень опасной аварийной ситуации (болид Льюиса Хэмилтона, наскочив на машину Алонсо едва не задел его шлем) повел себя достаточно спокойно и трезво. «Я не сержусь, что Роман выбил меня из гонки. Никто не делает это нарочно. Мы просто оказались в неправильное время в неправильном месте», - сказал Фернандо. Также он заметил, что пилоты должны обладать здравым смыслом, чтобы уважать других гонщиков. Эту мысль развил глава «Ferrari» Стефано Доменикали. Он призвал FIA обратить внимание на гонщиков, приходящих из младших «формул» в плане того, как они ведут борьбу на трассе. То есть, поведение пилота в гонке должно соответствовать уровню «Формулы-1». Доменикали также заметил, что желание молодых пилотов, пришедших в F1 обратить на себя внимание не должно заканчиваться авариями. «Прогресс молодых пилотов в F1 при существующем экономическом климате практически невозможен, поэтому они как могут, хотят обратить на себя внимание», - сказал босс «Ferrari». Гэри Эндерсон, технический аналитик F1 BBC, в своей колонке пишет: «Я работал в прошлом со многими гонщиками, которые даже после вынесения им запрета, не чувствовали себя виноватыми. Они не думали, что сделали что-то плохое и что им надо изменить свое поведение. Их команды должны сказать им, что они делают что-то неверно, а пилоты, в свою очередь, должны признать, что понимают ситуацию и принимают советы».
Другой аспект, который «вырос» из аварии в Спа – повышение системы безопасности пилотов F1. «Я думаю, что если бы такая авария произошла пятнадцать лет назад, то ее последствия были бы более серьезными», - пишет в своей колонке тест-пилот «Pirelli» Хайме Альгерсуари. Кстати, по последним сообщениям, он также претендует на место Грожана в кок-пите «Lotus» на следующую гонку. Действительно, системы безопасности, которым FIA уделяет повышенное внимание, спасли жизни многим гонщикам. Сейчас же речь идет о том, чтобы максимально обезопасить голову пилота, которая сверху защищена лишь сзади. Вероятно, недалек тот день, когда кок-пит превратиться в полноценную кабину по аналогии с кабиной истребителя. По словам технического директора «McLaren» Падди Лоу, FIA отказалась от использования прозрачного фонаря, наподобие кабины истребителя. Вопрос защиты, вероятно, будет решаться за счет стоек или опор, похожих на те, что разделяли лобовое стекло на дорожных автомобилях прошлых лет. Лоу не сомневается, что перемены в этом отношении не заставят себя ждать, и что его департамент уже год ведет работы в этом направлении. Обозреватели все чаще называют 2014 год как дату, когда болиды F1 несколько поменяют свой внешний вид. Напомним, что в 2014 году вступит в силу новый регламент на двигатели, что, вероятно, потянет за собой новые решения также и в плане аэродинамики.
Еще одна новость, которая вызвала бурный интерес гоночной общественности – публикация Льюисом Хэмилтоном в своем «Твиттере» сравнительной телеметрии своей машины и машины Дженсона Баттона в качестве оправдания своего проигрыша напарнику в квалификации. В команде «McLaren» не сочли эти сведения не подлежащими распространению и секретными, поэтому Хэмилтона, веротяно, лишь пожурили за излишнюю эмоциональность и «ребячество», как это назвал Гэри Эндерсон. Шеф "McLaren" Мартин Уитмарш: «Льюис совершил "ошибку суждения", поэтому мы попросили его удалить фотографию, как он и поступил. Уверен, он всё понял. Было ли это нарушением конфиденциальности? Нет, думаю, нет. Было бы интересно посмотреть, как в других командах будут это анализировать». В «Red Bull Racing» такой поступок сочли бы недопустимым для членов своей команды и там «разбор полетов» в похожей ситуации был бы более жестким. « Если бы он был пилотом моей команды, - пишет Эндерсон, - то после первого же сообщения получил бы выговор, но в современной Формуле 1 это не практикуется».
Осень – пора активных обсуждений в прессе будущих контрактов между пилотами и командами. И перед Гран-При Бельгии вопросы о будущем Виталия Петрова посыпались и на него, и на его менеджера Оксану Косаченко. И пошли тревожные заголовки, указывающие на вероятный уход Виталия Петрова из F1. На самом деле, тема «наших в гонках», вне зависимости от уровня, одна и та же из года в год: спонсорская и информационная поддержка. Последнее касается, прежде всего, телевидения, которое фактически игнорирует существование автоспорта (трансляции F1 и работа Алексея Попова и коллег – капля в море). «Могу сказать, что неоднократно приходила и говорила с людьми, от которых зависело очень многое. Говорила, что в момент, когда страна получила гонщика Формулы-1, надо было кардинально изменять способ подачи материала, кардинально менять всё, что мы презентуем в Формуле-1 … Телевизионные программы, которые рассказывали о специфике прохождения поворотов, ровным счётом ничего не дали для привлечения аудитории и роста интереса к виду спорта», - отметила Оксана Косаченко в интервью изданию «Спорт-Экспресс». Продолжение участия Виталия Петрова в F1, по словам его менеджера, нужна финансовая поддержка размером от 10 до 20 млн. евро. В свою очередь известный российский гонщик Алексей Васильев считает, что Петров останется в «Королевских гонках» и оценивает выступление Виталия в команде «Caterham» как вполне успешное: «По-любому у нас сейчас нет другого гонщика, способного выступать в "Формуле-1", даже на 17-18-х позициях. Его опыт - уже некий бренд, которым мы все гордимся. В целом Виталик - молодец, он достойно выступает в этом году».