- На "Арт-Москве" будет совместная русско-шведская выставка. Расскажи о ней.
- Это продолжение сотрудничества нашего института с Академией художеств в Гетеборге, со школой Валанд. Мы сотрудничаем уже три года: они участвовали в наших летних школах, приезжали на стажировки, мы посылали студентов в Гетеборг. И, учитывая прошлогоднюю совместную акцию на "Арт-Москве", мы на том же месте будем делать очередную выставку.
- Если говорить о направлении развития "Арт-Москвы" - она должна быть больше связана с обучением современному искусству?
- Мы занимаемся "Арт-Москвой" уже 6 лет. Ее конструкция постепенно совершенствовалась. И сейчас сложилась. На сегодняшний день "Арт-Москва" является крупнейшим ежегодным событием в области современной художественной культуры. В ее схеме существует несколько слоев. Основной - это, конечно, ярмарка. Все направлено на то, чтобы она развивалась, чтобы количество участников увеличивалось.
- Но ярмарка переросла в фестиваль?
- Да. У нас очень жесткий критерий отбора участников - это должны быть галереи, которые реально занимаются современным искусством, а не вообще чем-то тем, что изготовляют живые художники. В силу этого мы можем отобрать среди русских участников относительно небольшое количество галерей, их обычно 10-12-15, хотя количество и растет. Одновременно мы пытаемся работать с западными галереями, убеждая их в том, что в России существует перспективный художественный рынок, что сюда надо ехать. В этом году мы еще несколько галерей уговорили - в частности, одну из крупнейших шведских - галерею Андерн-Шиптенко. И они вдруг поняли, что действительно есть перспектива, что есть богатые люди. И в принципе главный предмет нашей заботы - в том, чтобы понять, существует ли или, точнее, возможен ли в России рынок современного западного искусства. Это очень важно.
- Но у Шиптенко интерес чисто биографический - все-таки она наполовину украинка.
- Нет-нет-нет. Интерес в другом. Она украинка как десятая вода на киселе. Просто наконец случилось то, на что я рассчитывал - те молодые русские люди, которые эмигрировали на Запад, уже стали важными фигурантами современного искусства.
- Недостаток "Арт-Москвы" - какой-то рыхлый формат...
- Он не является рыхлым. На самом деле с его помощью достигается критическая масса материала, которая создает впечатление действительно крупного события, при том что это довольно однородный, тщательно отобранный материал. Поэтому у людей, которые приходят на "Арт-Москву", возникает довольно цельное представление о том, что такое современное искусство сегодня.
- Может ли "Арт-Москва" перерасти в биеннале?
- Нет. По той простой причине, что у "Экспо-парка" другая задача: все-таки в основе лежит ярмарка. Если количество галерей дорастет до 50-70, то роль, функции, цели и задачи некоммерческой программы изменятся - это совершенно нормально. Заслуга наша была в том, что мы нашли довольно оригинальную форму интернационального участия, потому что обычно на биеннале в Венеции и в Сан-Паулу - один художник от страны. А наша идея - привозить (причем каждый год) разные страны, крупные национальные выставки. И студенческая выставка, то есть отдельный проект с участием молодых художников, - это правильно. Мы делаем это на русско-шведском материале, но может быть любой другой материал. Этот компонент молодежного искусства принципиален и конститутивен.
- А какие еще проекты?
- Мы с Виктором Мизиано курируем коллоквиум. Основные темы этого года - проблема художественного рынка, а также специфика положения молодого художника на рынке современного искусства, и уже традиционная тема - современное искусство в контексте СМИ.
- Тебе не кажется, что коллоквиумы превращаются в пустые слова? Потому что не издаются материалы.
- Это справедливо. Мы пригласили в прошлом году просто звезд, и сожалеем, что не так много народу ходило. Может быть, это было связано с тем, что коллоквиум происходил в теле ярмарки, а в этом году он будет в отдельном помещении - в малом конференц-зале. Но мы все равно считаем, что конференция как компонент ярмарки необходима, что нужна интеллектуальная составляющая: она может быть интересней, хуже-лучше организована, но ее надо обязательно сохранить.