Студия для художника - основа. Без нее трудно. Иногда - невозможно: если художник работает с большими объемами. 17 декабря в секции монументальной живописи питерского Союза художников (СПб СХ) больше 80 художников подписали открытое письмо властям города. Новый городской закон разрушает студийную инфраструктуру Северной столицы.
Передел собственности начался не вчера. И художники уже не раз стояли в списке его жертв. Мастерская по улице Большой, 3 (что на Васильевском острове) была построена в прошлом веке банкиром Соловейчиком специально для художников: в ней работали Коровин, Серов, Остроумова-Лебедева. Огромные окна рассчитаны на верхнее и боковое освещение. С 1995 года в мастерской работает Виктор Пискунов. С тех пор он потерял покой. "Подсылают людей: "Мы тебя закопаем!" Я семью 3 дня прятал. Мы металлические двери поставили - срезают петли. Выживают!" - говорит Пискунов. Суть его проблемы - конфликт со стройфирмой. А Владимира Сотникова из мастерской с видом на Исаакий выживают "новые русские" соседи: требуют с художника участия в оплате ремонта лестничных площадок (хотя он как арендатор, а не владелец не только не может, но и не должен входить в "товарищество собственников"); за отказ готовы выгнать на улицу силой. Но это частные случаи, исключения. Они в прошлом. Теперь выселение художников из мастерских в центре Питера наконец станет нормой.
14 ноября Законодательное собрание Петербурга приняло новый Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О порядке определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург". "Суть в том, что за мастерские требуют такой же арендной платы, как за производственные помещения", - считает Василий Петрович Гусаров, председатель секции монументальной живописи СПб СХ: "С новым законом мы сразу теряем не меньше трети из списка Фонда художественных мастерских, потому что ни один художник не сможет платить по коммерческой стоимости".
Художники в Питере платили за мастерские мало. По "социальному коэффициенту" в 0,03 процента от ставки арендной платы. И за коммунальные услуги - по расценкам для жилых помещений. По новому закону (пункт 2.2) "В случае если рыночная ставка арендной платы <...> превышает 75 у.е. за 1 кв. м в год, применяется коэффициент социальной значимости, равный 1". В переводе на русский это значит, что художники должны платить по рыночной ставке в большинстве районов Петербурга. В выигрыше останутся те, кто живет на окраинах, - они будут работать по-прежнему. Остальные окажутся на улице.
Бурлит Союз...
- Нас загнали в угол! С первого января ни один художник не сможет работать!
- А из моей мастерской пирожковую хотят сделать! Уже приходили с документами.
- Об этом нужно писать президенту! Москва, Кремль...
- А что мы можем сказать?
- А ничего!
- А суд?
- Что суд? А ничего - суд.
- Платил полторы тысячи рублей за квартал, теперь - больше полутора тысяч долларов будет...
- А от Управления культуры на Горсовет ходит человек, который ненавидит художников и всегда голосует против них.
- Почему не подписывают куст мастерских на Пушкинской полтора года? Почему КУГИ не продляет аренду?
В Союзе художников кипят большие страсти. Ругают губернатора Яковлева - и надеются на него. Проклинают всесильный КУГИ (Комитет по управлению городским имуществом) и молятся на него же. Завязываются союзы. Рушатся дружбы. Трещат репутации.
Александр Флоренский, знаменитый художник, чью мастерскую не переоформляют уже несколько лет, говорит: "Что-то подсказывает мне, что дела уже плохи..."