0
4178
Газета Воины и Армии Печатная версия

23.07.2018 20:24:00

НАТО становится властелином всех сред

Руководство альянса намерено обеспечить превосходство на всей Земле, в космосе и в киберпространстве

Александр Бартош

Об авторе: Александр Александрович Бартош – член-корреспондент Академии военных наук.

Тэги: сша, нато, вооруженные силы. космос, киберпространство, стратегия, третий противовес


сша, нато, вооруженные силы. космос, киберпространство, стратегия, третий противовес Военные учения НАТО у российских западных границ ведутся масштабнее и чаще, чем в годы холодной войны. Фото Reuters

В последние годы Вашингтон и Брюссель развернули широкомасштабные работы по подготовке вооруженных сил США и НАТО к действиям в многодоменном пространстве и по ведению комбинированного боя, что предусматривает одновременное ведение боевых действий в различных сферах или доменах: на суше, море, в воздухе, космосе, киберпространстве и электромагнитном спектре в условиях использования противником «системы ограничения доступа». Ставится задача уметь преодолевать интегрированную оборону противника, избегать изоляции доменов и разломов между ними при сохранении за собой полной свободы действий.

Одновременно в Пентагоне ведется разработка масштабной стратегии «Третьего противовеса» (Third Offset Strategy), призванной обеспечить военно-технологическое преимущество США перед Россией и Китаем. Наряду с концепцией комбинированного боя эта стратегия предусматривает активное внедрение искусственного интеллекта и роботизированных систем в вооруженные силы. При этом основным компонентом стратегии является формирование долгосрочной программы планирования исследований и разработок в нескольких перспективных технологических областях, включая робототехнику и автономные системы, подводные системы ведения войны, автономные необитаемые подводные транспортные средства, миниатюризацию, технологии «больших данных» и передовое производство. Ставится также задача кардинально улучшить сотрудничество военных с инновационными предприятиями частного сектора.

Масштабные инициативы США по наращиванию военного потенциала, в свою очередь, придают новые импульсы шагам НАТО по совершенствованию готовности Объединенных вооруженных сил (ОВС) этого блока решительно и эффективно действовать в каждой из сфер современных операций: наземной, морской, воздушной и кибернетической. Кроме того, признавая, что космос является высокодинамичной и быстроменяющейся сферой, имеющей важное значение для обеспечения сдерживания и обороны Североатлантического союза, на саммите НАТО 11–12 июля в Брюсселе принято решение о разработке всеобъемлющей политики НАТО в области космоса.

Практические мероприятия НАТО по усилению готовности ОВС к действиям в условиях современных военных конфликтов можно условно разделить на несколько крупных групп.

Первая из них предусматривает формирование большего количества высококачественных, боеспособных сил высокой степени готовности. Из общего числа вооруженных сил страны НАТО согласились предоставить дополнительно 30 крупных боевых кораблей, 30 тяжелых и средних маневренных батальонов и 30 авиаэскадрилий, со вспомогательными подразделениями, которые будут находиться в состоянии боеготовности, позволяющем им в течение 30 дней или раньше приступить к выполнению назначенной боевой задачи. Эти части будут организованы и обучены как элементы более крупных объединений в поддержку общего построения сдерживания и обороны НАТО.

Вторая группа включает шаги НАТО по развитию командно-штабной структуры ОВС за счет адаптации и усиления существующей структуры штабов НАТО. Создаются Объединенный штаб командования ВС в Норфолке (США), который будет уделять основное внимание защите трансатлантических коммуникаций, и Объединенное командование по тыловому обеспечению и логистике в Германии, задачей которого станет обеспечение свободы и длительности действий войск в тылу для содействия при быстрых перебросках войск и военной техники в, через и из Европы. Планируется формирование двух многонациональных штабов компонентного командования сухопутных войск.

Создается также Центр киберопераций при штабе ОВС НАТО в Бельгии с целью обеспечить осведомленность об обстановке и координацию оперативной деятельности НАТО в киберпространстве.

Дополнительные мероприятия по укреплению структуры командно-штабных органов планируются отдельными странами альянса. Сохраняется также усиленное присутствие в передовом районе на северо-востоке альянса четырех многонациональных тактических групп, каждая численностью в батальон, в Эстонии, Латвии, Литве и Польше, включающих в общей сложности более 4,5 тыс. военнослужащих.

Третья группа мер должна обеспечить высокую мобильность сил и средств при перебросках за счет сокращения к концу 2019 года времени пересечения границы и предоставления разрешения на передвижения по суше, воздуху и по морю в течение пяти дней. Намечено определить главные и альтернативные маршруты доставки, пригодные для военного транспорта; создать единые национальные контактные пункты, чтобы содействовать ускорению взаимодействия в отношении пересечения границы. Важное место в сфере военной мобильности отводится взаимодействию и согласованию соответствующих процедур между НАТО и ЕС.

Особо следует отметить, что в Заявлении по итогам встречи на высшем уровне 11–12 июля в Брюсселе получили развитие оценки гибридной войны как нового феномена, угрожающего безопасности НАТО. И хотя основная обязанность по реагированию на гибридные угрозы возложена на подвергшееся им государство, НАТО готово по решению Североатлантического совета оказать содействие любому государству НАТО на любом этапе гибридной кампании. Более того, утверждается, что в случае гибридной войны Североатлантический совет мог бы принять решение о приведении в действие статьи 5 Вашингтонского договора, как и в случае вооруженного нападения.

В ответ на гибридные угрозы альянс намерен расширять набор инструментов по противодействию враждебным действиям такого рода. С этой целью объявлено о создании групп поддержки по борьбе с гибридными действиями, которые предоставляют адресную, целевую поддержку государствам НАТО по их запросу в обеспечении готовности и реагировании на подобные действия.

При этом остается за скобками, как именно альянс намерен определять источники гибридных угроз и конкретного субъекта – инициатора гибридной войны. В условиях существующей нормативно-правовой неопределенности, связанной с гибридными военными конфликтами, вполне можно ожидать, что альянс для обоснования конкретных военно-политических решений будет использовать предлоги вроде «хайли лайкли» и «отсутствие иных правдоподобных объяснений». 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Нефть России воспламенила страсти в Вашингтоне и Сеуле

Владимир Скосырев

США и Южная Корея ищут способ помешать сотрудничеству РФ с КНДР

0
1422
Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков. Глава МИД КНР Ван И выступил за всеобъемлющее стратегическое партнерство с Австралией

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.03.24

0
1272
Российские цифровые активы попали под прицел США

Российские цифровые активы попали под прицел США

Ольга Соловьева

Антитехнологические санкции затормозят развитие финансового блокчейна

0
2078
Пекин может оставить американцев без воды и света

Пекин может оставить американцев без воды и света

Владимир Скосырев

Украина отвлекает внимание США от главной угрозы – китайской

0
2290

Другие новости