Фото пресс-службы Royal NAVY
Командир атомной подводной лодки Королевского флота Британии Стюарт Армстронг отстранен от должности из-за романа с одной из подчиненных, сообщает портал Newsru.com. В отношении офицера, как сообщает BBC, начато расследование, ему грозит позорное списание на берег. По данным агентства, речь идет о субмарине HMS Vigilant, базирующейся на военно-морской базе «Клайд» в Шотландии. Это одна из четырех британских подлодок, вооруженных баллистическими ядерными ракетами Trident.
Кстати, как командир субмарины Армстронг имел доступ к сейфу, в котором находится «последнее предупреждение премьер-министра» с инструкциями на тот случай, если Королевство подвергнется ядерному нападению, отмечает The Daily Mail. То есть имел доступ к ядерной кнопке.
The Times сообщает, что капитан был отстранен от своих обязанностей на прошлой неделе. Если подозрения в отношении него подтвердятся, это будет большая неудача для Военно-морского флота, пишет газета, поскольку запрет на службу женщин на подводных кораблях был отменен всего шесть лет назад, и в настоящее время процент женщин среди подводников ничтожен. Армстронга могут уволить за нарушение кодекса социального поведения военных: британским морякам категорически запрещается иметь какие-либо личные отношения с сослуживцами. Для офицеров, как правило, наказание за такие нарушение «запрета на прикосновения» бывает более суровым.
По данным британских СМИ, субмарина находилась в море, когда капитан развлекался с младшим офицером, однако не в активном ядерном патруле. На прошлой неделе Армстронг и его подруга вернулись на берег, чтобы предстать перед следствием. Журналисты выяснили, что коммандер Армстронг был женат, но его брак распался, пока он находился в длительной командировке в Неаполе, где находится штаб-квартира Шестого флота США.
Женщин допустили к службе на британском Королевском флоте в 2011 году. В 2014 году три первые британки дослужились до звания лейтенантов. В том же году первая в истории Великобритании женщина – командир корабля, Сара Уэст, была освобождена от командования фрегатом HMS Portland за роман с женатым сослуживцем.
Заметим, что одно из древнейших поверий у моряков звучит так: «Женщина на борту – быть беде!». Объяснений тому множество. Конкуренция за право пользоваться благосклонностью прекрасной пассажирки нередко приводила к печальным последствиям. Другая древняя версия гласит, что женщина на корабле создает почву для ревности между кораблем и этой женщиной. В старину корабли зачастую назывались женскими именами. Следовательно, чтобы у корабля не возникало ревности, которая может привести к трагедии, женщин не следует брать в плавание.
Запрет на пребывание женщин на борту корабля действовал долгое время. Достаточно сказать, что в 1562 году королем Дании был принят довольно свирепый закон, он гласил следующее: ««Для женщин и свиней доступ на корабли Его Величества запрещен; если же они будут обнаружены на корабле, незамедлительно следует выбросить оных за борт».
Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.
Современный флот во многом стал более демократичен. Многие страны уже пересмотрели свои взгляды на право женщин служить на военных кораблях. Случается, что женщин назначают командирами кораблей. Правда, в ВМФ России подобных случаев нет. Военно-морские офицеры объясняют это так: «Во-первых, это и физически, и морально тяжелая служба; во-вторых, в российском ВМФ существуют национальные традиции; в-третьих, это все же мужской коллектив и мужской уклад жизни». Единственная в России женщина-капитан Вера Курочкина была уволена из рядов ВМФ в 2013 году. Она была капитаном большого гидрографического катера БГК-28 Ленинградской военно-морской базы.
Любопытно, что в 2015 году источник в Главном штабе ВМФ утверждал, что женщины-моряки смогут приступить к корабельной службе в ближайшие три года, мол, к этому сроку для них будут построены новые надводные корабли с достойными бытовыми условиями. По его словам, первыми на борт кораблей поднимутся представительницы медицинских специальностей, связисты и специалисты тыловых служб, высказавшие такое желание, годные по состоянию здоровья к службе в плавсоставе и прошедшие подготовку по специальным программам в Объединенном учебном центре ВМФ. В дальнейшем список военнослужащих женского пола, допущенных к корабельной службе, будет расширяться, выразил уверенность офицер. Он пояснил, что речь идет о военной службе женщин на десантных вертолетоносных кораблях-доках, перспективных боевых единицах и вспомогательных судах ВМФ. Правда, источник подчеркнул, что корабельная служба женщин на подводных лодках в ближайшей перспективе даже не рассматривается.