Глава Службы безопасности Украины Василий Грицак (слева) ведет с Россией не только диверсионную, но и пропагандистскую войну. Кадр из видеозаписи СБ Украины
На пресс-конференции в Киеве глава СБУ (Служба безопасности Украины) Василий Грицак заявил, что российские спецслужбы, пообещав высокие заработки, намеренно заманили в Россию трех участников боевых действий на Донбассе с целью обвинить их в диверсионной деятельности и тем самым подготовить широкомасштабное вторжение в Украину. На самом деле, утверждает главный киевский чекист, украинские спецслужбы, следуя международным нормам, разведывательно-диверсионную деятельность на российской территории не ведут. Однако факты свидетельствуют об обратном.
В многочисленных интервью, которые украинские СМИ после скандала с так называемыми заробитчанами начали активно брать у участников боевых действий на востоке Украины, прозвучали откровения, не оставляющие камня на камне от заявлений генерала армии Грицака, кстати, служившего начальником личной охраны Петра Порошенко. Весьма определенно в интервью изданию «Апостроф» высказался председатель общественной организации «Военно-патриотическое объединение участников АТО «Справедливость» Тарас Костанчук: «У ФСБ нет базы абсолютно всех контрактников или мобилизованных, которые служили в украинской армии. У них есть база только по тем людям, которые их конкретно интересуют, например, разведка, контрразведка. А полной базы нет, да она им и не нужна. Я скажу даже больше: ребята из моего подразделения в 2015–2016 годах специально пересекали российскую границу. Проверяли, просто это сделать или нет. Мы убедились, что границу можно пересечь и туда, и обратно».
В каком именно подразделении, участвовавшем в АТО (антитеррористическая операция. – «НГ»), воевал Тарас Костанчук, из-за разнобоя в «показаниях» установить сложно. Например, 10 апреля 2017 года в эфире радиостанции «Свобода» он заявил, что это была «штурмовая группа со своими специфическими задачами». Но были и другие заявления. «Заходя на Попасную, мы захватили несколько пленных, – рассказывал Костанчук изданию «Цензор. Нет» 25 августа 2015 года. – Я шел с контрдиверсионной группой, чтобы разоблачить секреты, которые могли обстрелять бронетехнику из флангов». На следующий год, рассказывая о боях в Иловайске, он говорил дословно следующее: «Мы решили совершить диверсионный рейд на подмогу тем, кто атакует по правому флангу». Об этом же он рассказывал через несколько дней изданию Lb.ua: «Я повел диверсионную группу в тыл врага».
В ряде интервью штурмовая группа, в которой воевал Тарас Констанчук, называется ротой. Но если внимательно присмотреться, больших проблем, чтобы разобраться с терминологией, нет. Дело в том, что командиром штурмовой группы батальона «Донбасс» был командир 1-й роты с позывным Тур, погибший как раз при прорыве из Иловайска. В «штурмовики» он подбирал наиболее подготовленных бойцов, в числе которых оказался и Костанчук, служивший тогда в 1-й роте.
Некоторые подробности о «боевом пути» Тараса Костанчука, утверждающего, что он со своей группой неоднократно действовал на российской территории, рассказал на сайте части командир батальона «Донбасс-Украина» Вячеслав Власенко. По его версии, в командиры диверсионной группы Костанчук выбился в ходе иловайской операции: «19 августа 2014 года была проведена операция по захвату восточной части Иловайска. Это была бездарно спланированная Семеном Семенченко (создатель батальона «Донбасс», настоящая фамилия – Гришин. – «НГ») операция. Перед операцией был незаконно отстранен от выполнения своих обязанностей командир 1-й штурмовой роты, воевавший с позывным Тур. Старшим был назначен командир отделения младший сержант Костанчук (позывной Бишут). После гибели Тура Костанчук и смог занять должность командира 1-й ротой батальона, но командовал от силы несколько месяцев».
Сам Костанчук, конечно же, не считает свое назначение в диверсанты случайным стечением обстоятельств. 24 марта 2016 года изданию «Тиждень» он изложил другую версию: «Тот самый Тур наблюдал за мной как за опытным в военном деле и учился у меня». То есть Тарас Костанчук дает понять, что реальным командиром штурмовой группы был именно он. И это притом, что Тур, как упомянул сам же Костанчук 26 августа 2016 года в эфире телеканала «Еспресо», был капитаном запаса.
Откуда же у Костанчука такой богатый опыт, если официально за ним ничего не числится, кроме срочной службы в рядах Советской армии? «А дальше было десять лет жизни, о которых я никому не рассказываю, – заявил Тарас Костанчук в упомянутом интервью Lb.ua. – Я жил за рубежом, знаю итальянский и французский языки. Был в Юго-Восточной Азии, имею друзей – ветеранов индонезийских, малайзийских и других спецподразделений». Оттуда же и позывной Бишут. По словам Костанчука, это от английского Be the shot («Быть выстрелом»): «Он у меня еще с юности... С тех лет, о которых я не рассказываю, потому что законодательством украинцам запрещено участвовать в зарубежных военных формированиях». И еще одна примечательная деталь из интервью Констанчука изданию «Тиждень»: «У меня есть опыт участия в некоторых военных конфликтах, например в Югославии… Дальше без подробностей».
В других интервью Костанчук продолжает уверять, что воевал в Иловайске именно с российской армией, и обвиняет руководство Минобороны Украины в нерешительности – например, в нежелании нанести по противникам его батальона мощный авиационный удар. «У нас бы тогда уже закончилась война, и я вам гарантирую, что она завершилась бы развалом Российской Федерации. Потому что никто бы нам не запретил атаковать Ростов, атаковать Москву. Было чем!» – откровенно заявил он телеканалу «Еспресо».
Впрочем, интересны не столько «героические» воспоминания этого инициативного диверсанта и темные страницы его военной биографии, сколько признания в том, что различные разведподразделения Вооруженных сил Украины еще в 2015–2016 годах (и явно не один раз) отрабатывали варианты пересечения российской границы. Не секрет, что сотрудники ведомства, которое возглавляет Василий Грицак, неоднократно проникали на территорию России и под видом туристов (например, в Крым), и под видом гастарбайтеров – ФСБ России привело немало убедительных доказательств. И ничего удивительного в этом нет, поскольку намерение вывесить жовто-блакитный флаг над Кремлем – навязчивая идефикс нынешнего киевского руководства.