Мик Малвейни в администрации нынешнего президента США ведает самой чувствительной сферой – финансами. Фото Reuters
С момента окончания Второй мировой войны (ВМВ), то есть в течение последних 70 лет, США рассматривали и постоянно представляли себя мировой общественности в качестве одного из ведущих глобальных лидеров, играющего первостепенную роль в международных делах. В этой роли главной задачей, по утверждению политиков и администраторов Вашингтона, было продвижение и защита открытого мирового порядка, который Америка при поддержке своих союзников якобы сформировала после мая 1945 года.
Американские лидеры всех мастей постоянно вещают о том, что они возглавляют силы, выступающие за первенство свободы, демократии и обеспечение человеческих прав во всех концах планеты. При этом жесткой критике и непосредственному силовому воздействию, где подобное было возможно, подвергался и подвергается режим, считающийся американскими политиками авторитарным и не отвечающим принципам демократии. США оказывали и продолжают оказывать всяческое противодействие появлению региональных гегемонов – стран, обладавших достаточными силами, чтобы доминировать в районах Евразии или в каких-то сферах мирового влияния. Такое заявление в первых строках своего нового исследования под названием «Роль США в мире: история и проблемы Конгресса» сделали аналитики Научно-исследовательской службы Конгресса (НИСК).
Необходимость появления своего доклада они объяснили тем, что в последнее время некоторые заявления и действия президента Трампа и членов его администрации породили некоторую неуверенность в представлении американской правящей элиты о будущей роли США в мире. Это привело к возникновению до сих продолжающихся многочисленных дебатов среди дипломатов, специалистов, разрабатывающих стратегические принципы действий Вашингтона, политиков и американской общественности. Данный документ был опубликован 12 июля этого года.
Авторы доклада отмечают, что определенные изменения в статусе США как мирового лидера могут оказать значительное влияние на внешнюю политику, национальную безопасность и внешнеэкономическую политику страны, которые формулируются Конгрессом, а также на многие федеральные общеполитические установки и программы.
В докладе отмечается, что некоторые мировые державы, такие, например, как Китай, становятся все более сильными в экономическом, военном и политическом отношении. Это ведет к ослаблению первенства Америки в мире, которым она обладала с момента окончания ВМВ и до настоящего времени. Эти страны имеют свой взгляд на мировой порядок, который не в полной мере соответствует всем аспектам американских представлений. Больше всего, утверждают специалисты НИСК, это относится к Пекину. Поэтому США должны понимать все перемены, происходящие в глобальном перераспределении власти, и работать с этими странами, чтобы выработать общий подход к формированию нового мирового порядка, в котором будут учтены и их преференции.
Одним из аспектов обсуждения роли США в будущем мире, констатируют аналитики НИСК, является вопрос об использовании во внешней политике жесткой и мягкой силы и выработке подходов к объективному соотношению той и другой. Под жесткой силой Вашингтон понимает не только свои вооруженные силы, но и некоторые другие формы силового воздействия на противостоящих оппонентов. К мягкой силе Белый дом относит такие способы воздействия на своих противников, как дипломатия, оказание помощи в развитии недружественных стран, поддержка международных институтов, а также внедрение в мировую культуру американской музыки, кинофильмов, телевизионных программ и литературы.
В процессе представления в марте этого года проекта федерального бюджета США на 2018 финансовый год начальник Административно-бюджетного управления (АБУ) Белого дома Мик Малвейни заявил, что предлагаемый Трампом проект ассигнований является бюджетом не мягкой, а жесткой силы и его жесткость определенно носит намеренный характер. «Президент хочет дать ясно понять нашим союзникам и нашим потенциальным противникам, что нынешняя администрация является администрацией твердой силы», – сказал Малвейни. Он также подчеркнул, что в бюджетной заявке президента запланировано увеличение расходов Минобороны, Министерства внутренней безопасности и Министерства по делам ветеранов. При этом основная часть финансовых надбавок будет предоставлена Пентагону на решение задачи повышения боеготовности ВС США.
Да, особое значение в будущей роли США в международных делах эксперты НИКС придают ВС США. Они полагают, что Конгрессу в этой связи будет необходимо подробно рассмотреть военную стратегию, цели, задачи и функции Пентагона, объемы требующихся ассигнований, а также военные планы и программы. Авторы доклада отмечают, что в течение последних 70 лет необходимость предотвращения возможности возникновения региональных гегемоний в Евразии стала главной причиной структурного построения ВС США с упором на создание мощных Стратегических ядерных сил и на развитие тех элементов обычных сил, которые способны преодолевать протяженное морское и воздушное пространства и проводить длительные и крупномасштабные операции на различных ТВД. В связи с этим, считают специалисты НИСК, американским ВС необходимо иметь в достаточном количестве самое различное вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ).
Чтобы решать задачи по проведению длительных и широкомасштабных боевых действий на удаленных ТВД, Вашингтону необходимо размещать боевые воинские контингенты и части матобеспечения в передовых европейских и азиатско-тихоокеанских районах, а также в регионах Персидского залива.
В январе этого года президент Трамп дал указание министру обороны о разработке новой военной стратегии, которая позволит создавать ВС, необходимые для решения всех современных задач обеспечения национальной безопасности. Поэтому парламентариям в ближайшей перспективе предстоит установить, в какой степени изменение роли США в мире может повлиять на военную стратегию, задачи ВС и оборонные ассигнования. Кроме того, им придется определить, в какой мере это скажется на составе и требующемся количестве ВС, на соотношении действующих и резервных компонентов войск, реализуемых и планируемых программах разработок и закупок ВВСТ.