Сирийские демократические силы закрепились под Раккой и уверены, что возьмут этот город под свой контроль полностью и навсегда. Фото Reuters
Успехи в борьбе с «Исламским государством» (ИГ – террористическая организация, запрещенная в РФ) на сирийском театре военных действий сопровождаются развитием противостояния России и США. Доподлинно известно, что Дональд Трамп, принимая решение о ракетном ударе по Сирии, знал, что Дамаск не применял химического оружия. Борьба коалиции с терроризмом принимает странный характер, в то время как Россия и Иран наносят ракетные удары по военным целям ИГ, США обстреливают ракетами, бомбят с воздуха сирийские войска и сбивают сирийский истребитель.
Западные эксперты считают, что ИГ на территории Сирии осталось существовать считаные месяцы. Оставим этот прогноз на их совести, проблема не в нем. Сейчас отчетливо просматривается сценарий перехода сирийской войны в новое русло, где уже не будет прикрытия в виде террористов ИГ или «Джебхат Ан-Нусры». Враждующие стороны начнут противостояние с открытым забралом.
Новоиспеченный министр обороны Саудовской Аравии Мухааммад ибн Салмаан Аль Саууд совсем недавно заявил: «Саудовская Аравия не будет больше «мягко относиться» к России, мы выдвинем ультиматум Путину. Если Россия продолжит свои беспорядочные бомбардировки, мы должны ясно дать понять, что будем принимать меры. Россия должна иметь в виду, что наших военных возможностей будет достаточно, чтобы уничтожить российские войска в Сирии за три дня». Реально армия саудитов не представляет собой вообще ничего, свое бессилие она красноречиво демонстрирует в войне с йеменскими партизанами. Но не в этом дело, сама агрессивность нового наследного принца настораживает, саудиты сами могут и не воевать, но предоставят свою территорию для развертывания войск коалиции западных стран. За что Эр-Рияд, конечно же, будет претендовать на свою долю Сирии после расчленения последней. Они даже пошли на шельмование Катара, явно по требованию Вашингтона, чтобы услужить последнему и тем самым добиться для себя определенных преференций.
Сирийские демократические силы, основу которых составляют курды, в настоящее время основательно готовятся к боевым действиям против Дамаска. А это означает, что Вашингтон согласился на предоставление Рожаве (сирийский Курдистан) независимости, несмотря на протесты Анкары. Конечно, в данном случае президент Башар Асад может попытаться сыграть на внутренних противоречиях, чтобы заручиться военной поддержкой Турции, но скорее всего из этого ничего не получится. Как результат на севере страны против Дамаска возникнет новый консолидированный фронт, в его состав войдут курды, арабы, ныне воюющие за Рожаву, и суннитские племена Идлиба. И эти объединенные силы будет открыто поддерживать коалиция.
Другое антиправительственное формирование уже вовсю действует на юго-востоке Сирии, все попытки Дамаска его уничтожить пресекаются авиацией коалиции. Здесь присутствие военнослужащих США, Великобритании и других стран коалиции никто не скрывает. Снабжение и поддержка этой части оппозиционных сил идет с территории Ирака и Саудовской Аравии, авиация действует с иорданских военных баз. Этот юго-восточный квазифронт нацелен в первую очередь на Дейр Эз Зор и нефтяные прииски вблизи него.
Израиль также участвует в организации новой фазы сирийской войны. Его разведка и спецназ активно работают на территории Сирии, его ВВС периодически наносят воздушные удары по сирийским войскам и союзникам Дамаска. Иерусалим также поддерживает борьбу друзов против Башара Асада и способен организовать ее эскалацию.
В последнее время в блогосфере активно обсуждается информация о том, что российские средства ПВО в Сирии сбили какой-то неопознанный летающий аппарат. В публикациях некоторых интернет-порталов говорится, что был уничтожен американский беспилотник RQ-4 Global Hawk. Но ни российское Минобороны, ни Пентагон эту информацию не подтверждают. Впрочем, если бы она соответствовала действительности, ее официальное признание обозначало бы начало открытого военного конфликта между Москвой и Вашингтоном.
Поскольку Америка не занимается переброской войск, накапливанием военной амуниции и боеприпасов в регионе, как это было перед началом антииракских кампаний 1991 и 2003 годов, можно сделать вывод, что интервенция Запада против Сирии не планируется. Военных ресурсов Турции (которой с Москвой воевать нет никакого резона) и ближневосточных арабских монархий для открытой войны против Дамаска, а значит, против России и Ирана, явно маловато. Похоже, что США нацелены на раздел сирийской территории, то есть сам факт свержения Башара Асада Вашингтон больше не интересует. По сути, Сирии как целостному государству за океаном уже вынесли смертный приговор. Москве придется выбирать: втягиваться в неперспективную для себя войну, защищая сирийские и иранские интересы, и в результате потерять в регионе все; или убедить Башара Асада пойти на раздел Сирии. Во втором случае базы в Хмеймим и Тартусе наверняка останутся за Москвой.
Вашингтон в Сирии действует, что называется, на грани фола, используется любой предлог для демонстрации силы. Удар 60 томагавками по авиабазе Шайрат был проведен, несмотря на то что Трамп наверняка знал о неиспользовании Дамаском химического оружия, о чем сообщает немецкая газета Welt am Sonntag. Авиаудары коалиция наносит только по сирийским войскам и сбивает только сирийские летательные аппараты, напрямую не трогая российских военных. Работа грубая, но идет она в пределах рамок дозволенного. Вашингтон явно стремится не воевать с Москвой, а договориться с ней. Мало того, ведя информационную войну с Москвой, Вашингтон не спекулирует темой испытания вооружений в Сирии. Причем участники коалиции реагируют на предупреждения Москвы по поводу полетов их боевой авиации над территорией Сирии западнее реки Евфрат. Возможно, Америка наконец увидела в лице России достойного противника.