0
9226
Газета Воины и Армии Интернет-версия

18.04.2017 00:01:00

Второй раз их убила клевета

Александр Лучанинов

Об авторе: Александр Васильевич Лучанинов – полковник в отставке, военный журналист.

Тэги: авиация, история, советские летчики, подвиг, борис капустин, юрий янов, сми, клевета


авиация, история, советские летчики, подвиг, борис капустин, юрий янов, сми, клевета Похороны капитана Бориса Капустина. 1967 год. Фото из архива автора

Полвека назад поэт Роберт Рождественский написал балладу «Огромное небо», которая стала песней – памятником подвигу двух советских летчиков, ценой своих жизней спасших десятки, а может, и сотни других. Это случилось в Группе советских войск в Германии.

Шло перевооружение 668-го авиационного бомбардировочного полка на новые машины. Звену самолетов-разведчиков Як-28Р оставалось перелететь на аэродром базирования. Погода была нелетная. Добро на вылет получили только в 15.00. Через полчаса самолеты поднялись в воздух, набрав высоту 4 тыс. м (над Берлином нельзя было летать ниже 3 тыс.). Ведущий экипаж – командир капитан Борис Капустин и штурман старший лейтенант Юрий Янов. Бомбардировщики легли на заданный курс, но вскоре у машины Капустина отказал сначала один двигатель, потом второй.

С Як-28 произошла почти невероятная вещь – почти одновременно отказали оба движка. Специалисты полагали, что отказ двух независимых систем почти невозможен, но на машине Капустина и Янова случилось именно так. А реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом планировать не может по определению.

Низкая облачность не позволяла определить точное местоположение. Пробив облака, экипаж увидел Западный Берлин.

И надо бы прыгать – не вышел 

полет,

Но рухнет на город пустой 

самолет.

Пройдет, не оставив живого 

следа,

И тысячи жизней, и тысячи 

жизней,

И тысячи жизней прервутся 

тогда…

Юрий Янов прыгать отказался. И это была не бравада, знал: его катапультирование нарушит аэродинамику падающего самолета, и удерживать его в воздухе дальше, а значит, увести от людей, летчик не сможет. Был еще шанс направить самолет на лес, потом катапультироваться обоим. Но лес оказался кладбищем, где накануне Пасхи в великую среду собралось немало людей. Пока Капустин уводил на окраину, катапультироваться было уже нельзя – высота не позволяла. Впереди показались река Хафель и озеро Штессензее. Это был последний шанс.

Но перед впадением в озеро реку перегораживал мост. Капустин потянул ручку на себя, и самолет из последних сил задрал нос. Дамбу с проезжающими по ней машинами перетянули, никого не задев, но в воду ушли с большим наклоном…

Наших на место падения не пустили. Американцы сняли секретную аппаратуру – уникальную РЛС «Орел-Д» (Skipspin по классификации НАТО) вместе с деталями двигателей и два дня исследовали на британской авиабазе в Фарнборо. Погибший экипаж и выпотрошенную машину вернули на третий день. При этом бургомистр Западного Берлина Вилли Брандт сказал: «Мы можем исходить из предположения, что оба они в решающие минуты сознавали опасность падения в густонаселенные районы и повернули самолет в сторону озера Штессензее. Это означало отказ от собственного спасения. Я это говорю с благодарным признанием людям, предотвратившим катастрофу».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 мая 1966 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, капитан Капустин Борис Владиславович и старший лейтенант Янов Юрий Николаевич посмертно были награждены орденами Красного Знамени.

А потом пришли другие времена, и всю нашу историю переписали. Не обошли вниманием и наших героев. 7 февраля 1997 года в «Комсомольской правде» появляется заметка И. Парова и С. Чернова про песню «Огромное небо» и историю ее создания, в которой утверждалось, будто никакого подвига не было, а был безответственный поступок капитана Капустина, решившего в небе над Берлином закрутить «бочку», продемонстрировав тем самым возможности самолета. В результате двигатели захлебнулись и произошло то, что произошло.

Галине Андреевне Капустиной, вдове командира экипажа, понадобилось немало времени и девять судов, чтобы доказать, что все изложенное в статье – клевета. «Комсомольская правда» вынуждена была опубликовать опровержение, но последствия клеветнической статьи оказались необратимыми. С улицы Капустина исчезла мемориальная доска, школа была переименована, а из школьного помещения, в котором располагался музей памяти капитана Капустина, варварски удалили ценные экспонаты, включая личные вещи летчика, доставленные с места трагедии. В дальнейшем они были безвозвратно утрачены, не исключаю, что банально выкинуты на свалку. Нашлись даже те, кто разбил надгробие на могиле героя.

После восстановления честного имени капитана Капустина школе все-таки вернули его имя. Ростовчане помогли Галине Андреевне поставить новый памятник. Но мемориальную доску на прежнее место так и не вернули…

Осталась только песня об «отличных парнях отличной страны», но сегодня, к сожалению, она исполняется нечасто.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
1121
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1578
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1965
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1352

Другие новости