Причина падения палубного истребителя в воды Средиземного моря до сих пор не объявлена Министерством обороны РФ. Фото с сайта www.migavia.ru
В публикации «Независимой газеты» от 15 ноября 2016 года «Почему утонул палубный МиГ» на основе непроверенных данных автором сделана попытка объяснить причины авиационного происшествия с МиГ-29К, входящем в состав авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов», до окончания работы комиссии, устанавливающей причины происшествия.
Автор использует недостоверную информацию об уровне подготовки летчиков, а также о якобы незавершенности испытаний самолетов МиГ-29К.
Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» прошел все этапы подготовки для выполнения задач в дальнем походе в морской и океанской зонах. В соответствии с этими задачами был определен численный состав авиакрыла, базирующегося на его борту. Самолеты МиГ-29К и Су-33 прошли все необходимые испытания в соответствии с перечнем задач, возложенных на авиакрыло в ходе боевой службы корабля. Результаты испытаний задокументированы. Летчики авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов» также прошли полный цикл подготовки на УТК «НИТКА» ВМФ России в Саках и на борту крейсера в полигонах Баренцева моря. По результатам этой подготовки они полностью допущены к полетам с палубы корабля. Количество подготовленных летчиков для самолетов МиГ-29К определено в соответствии с численностью авиакрыла.
В статье используется недостоверная информация о функционировании УТК «НИТКА» в Саках.
УТК «НИТКА» в Крыму был восстановлен в течение года после включения в состав ВМФ России и в настоящее время функционирует в штатном режиме. В 2016 году полигон НИТКА решением министра обороны РФ выведен из подчинения Черноморского флота и переподчинен Центру боевого применения и переучивания летного состава Морской авиации ВМФ, что значительно улучшило качество технического обслуживания и практического использования этого полигона. На нем в полном объеме прошли подготовку для полетов с палубы ТАВКР летчики МиГ-29К и Су-33. Летчик, пилотировавший МиГ-29К (с которым произошло летное происшествие), является одним из самых подготовленных. Он совершил более 100 посадок на палубу авианесущего крейсера.
Информация о наличии в аббревиатуре названия самолетов МиГ-29К литеры «Р» также не соответствует действительности. Литеры «Р» в названиях типов самолетов, которые приняты на вооружение Морской авиации ВМФ России, не используются.
Полагаем, что публикация подобных материалов, основанных на слухах и домыслах, подрывает репутацию не только Морской авиации Военно-морского флота, но и вашего уважаемого издания.
Этого можно было бы избежать, если бы при подготовке этого материала соответствующие вопросы были направлены в департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны. Со своей стороны подтверждаем желание к плодотворному сотрудничеству и предоставлению исчерпывающих пояснений по всем вопросам, представляющим интерес для общественности.
Руководитель департамента
информации и массовых
коммуникаций МО РФ
И. Конашенков
ОТ РЕДАКЦИИ
Журналисты «Независимой газеты» всегда внимательно относятся к замечаниям, которые регулярно высказываются представителями Минобороны по нашим публикациям. Но, к сожалению, очень часто в военном ведомстве почему-то видят в статьях и заметках «НГ» то, чего там нет в помине. Так случилось и с упомянутой публикацией.
В статье «Почему утонул палубный МиГ» ни один приведенный факт не трактовался как вероятная причина потери истребителя МиГ-29 из состава авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Автор лишь обратил внимание, что в этой истории есть «настораживающие моменты». И в конце концов усомнился: стоит ли отрицать возможный человеческий фактор в случившемся падении МиГ-29 в Восточном Средиземноморье?
А утверждение, что в статье используется недостоверная информация о функционировании УТК «НИТКА» в Саках, вообще явное передергивание. Ну нет в тексте ни единого слова о плохом техническом состоянии или сбоях в работе крымского тренажера, в чем нас отчего-то стал старательно переубеждать представитель Минобороны. При этом не замечалось, что речь на самом деле шла о другом тренировочном комплексе – в Ейске, который никак не могут полностью ввести в строй. А летчиков с палубных МиГ-29 разместили как раз рядом с этим недоделанным и нормально не функционирующим УТК, где им не представилась возможность получить нужные навыки. Хотя в публикации «НГ» отмечалось, что семь пилотов МиГ-29 все же прошли подготовку на крымском тренажерном комплексе «НИТКА».
Нас не первый раз пытаются упрекать в пристрастии к распространению слухов и домыслов. Однако в той же статье «Почему утонул палубный МиГ» приводятся прямые цитаты генерального директора Летно-исследовательского института им. М.М. Громова Павла Власова, начальника Морской авиации ВМФ генерал-майора Игоря Кожина, чьи высказывания относительно недавно само же военное ведомство распространило через информагентства.
Ставшее уже нормой нечестное отношение Минобороны к «Независимой газете», видимо, лишь прикрывает его периодические просчеты в информационной работе. Ну ради чего надо было напускать тумана после происшествия с палубным истребителем? Неужели нельзя было вместо расплывчатой «технической неисправности» хотя бы в общих чертах сообщить о сути произошедшего? Ведь ясно же, что журналисты не откладывая начинают выяснять обстоятельства аварии. И, действительно, очень скоро уважаемые эксперты в авторитетных СМИ стали рассказывать о порыве тросов аэрофинишера на палубе «Адмирала Кузнецова», что не позволило сесть замыкающему в тройке самолету. Но Минобороны до сих пор одолевают какие-то непонятные комплексы неполноценности.