Фото пресс-службы МО РФ
Несмотря на то что СНГ медленно умирает, в его составе до сих пор реально действует и планирует развиваться Объединенная система противовоздушной обороны (ОС ПВО). Начальник Главного штаба – первый заместитель главкома Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-лейтенант Павел Кураченко заявил на днях, что уже этим летом Совет министров обороны (СМО) государств – участников СНГ рассмотрит проект концепции воздушно-космической обороны (ВКО) стран Содружества.
Как следует из анализа итогов 44-го заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при СМО СНГ, задачи, изложенные в этом документе, в основном будут решаться Россией, ее союзниками по ОДКБ (Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном), а также на двусторонней основе с Узбекистаном.
Пока подробно содержание концепции ВКО СНГ официально не изложено. Кураченко лишь сказал, что одним из приоритетов развития ОС ПВО СНГ на ближайшие годы станет создание единых (объединенных) региональных систем противовоздушной обороны в Восточно-Европейском, Кавказском и Центрально-Азиатском регионах коллективной безопасности. Правда, непонятно, как они могут быть едиными на весь регион, если в каждом из них есть постсоветские страны, которые не принимают никакого участия в совместной воздушной обороне СНГ. Состав государств, в 1995 году вошедших в ОС ПВО СНГ, сильно поредел. Еще в 1997 году Грузия и Туркмения фактически свернули свое участие в ОС ПВО СНГ, а Украина и Узбекистан сотрудничали с Россией исключительно на двусторонней основе. Изначально в стороне от создания ОС ПВО стояли Молдавия и Азербайджан. После известных событий 2014 года в Крыму и Донбассе Украина прекратила военное сотрудничество с РФ, в том числе, не участвует и в работе организаций в рамках СНГ. При таком раскладе говорить об эффективности системы ПВО в рамках Содружества надо с известными оговорками.
Проблем для совместной воздушной защиты СНГ хватает и с учетом тех стран, которые в рамках самой ОС ПВО СНГ действуют де-факто. Так, в Киргизии и Таджикистане нет боевой истребительной авиации, а подразделения ПВО не оснащены эффективными зенитно-ракетными системами (ЗРС). Фактически важные объекты в этих странах защищают средства ВКС, выделенные для прикрытия российских военных объектов в Душанбе (201-я военная база) и под Бишкеком (авиабаза Кант).
Несколько лучше дело обстоит в отношении Армении, Казахстана и Белоруссии. Но эффективность ПВО этих стран во многом определяется помощью из России. К примеру, ЗРС С-300 поставляются Москвой в эти страны на безвозмездной основе. Союзники РФ тратят деньги лишь на то, чтобы провести ремонт и модернизацию этих систем. При этом ЗРС и авиация, к примеру, в Армении и Казахстане прикрывают в основном только столицы этих республик. Несколько лучше сформирована система ПВО в Белоруссии. Здесь С-300 расположены не только для прикрытия Минска, но и действуют для отражения возможного воздушного противника со стороны Польши и Литвы.
Чтобы эти системы действовали более эффективно, Москва решает проблемы повышения эффективности ПВО на двусторонней основе. Как сообщил в минувшую среду генерал-лейтенант Павел Кураченко, Россия и Белоруссия полностью завершили формирование объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности, о которой договорились ранее. При этом он отметил, что в дальнейшем основные усилия будут сосредоточены на «несении совместного боевого дежурства по ПВО и проведении практических совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки». Если вспомнить, соглашение между РФ и Белоруссией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы (ЕРС) было подписано и ратифицировано еще в 2009 году. И вот только спустя семь лет оно начинает действовать. Хотя говорить о выполнении всех задач, связанных с эффективной воздушной защитой Союзного государства, не приходится. Командующий ВВС и войсками ПВО Вооруженных сил Белоруссии генерал-майор Олег Двигалев сообщил на днях, что поставки ЗРС С-300 в его страну, которые были оговорены в соглашении по ЕРС, еще не закончены. По-прежнему завис в воздухе и вопрос о развертывании в Белоруссии российской авиационной военной базы.
В начальной стадии идет реализация аналогичных документов по ЕРС ПВО с Казахстаном (2013 год) и Арменией (2015 год). С этими странами совместную систему ПВО Москва только будет строить. Сейчас, по данным Минобороны РФ, только идет «работа по согласованию перечня органов военного управления, командных пунктов, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав ЕРС ПВО двух стран».
Таким образом, решение общих оборонных задач ПВО в рамках СНГ во многом инициируется Москвой и осуществляется на ее средства. Конечно, это для России в условиях перманентного экономического кризиса весьма накладно.