0
12654
Газета Воины и Армии Интернет-версия

08.12.2015 00:01:00

Сирию разрывают на составные части

Тэги: сирийский конфликт, западная коалиция, воздушная операция, исламское государство, терроризм, турция, ирак, мосул


сирийский конфликт, западная коалиция, воздушная операция, исламское государство, терроризм, турция, ирак, мосул Французский штурмовик Super Etendard на палубе авианосца «Шарль де Голль». Фото Reuters

В понедельник стало известно, что авиация международной коалиции, которую возглавляют США, нанесла удар по складу боеприпасов сирийской армии в провинции Дейр-эз-Зор. Четверо военнослужащих погибли, 16 получили ранения. В связи с инцидентом МИД Сирийской Арабской Республики направил ноту протеста в СБ ООН.

Поскольку в западную коалицию входят более 60 стран, а непосредственное участие в бомбардировках принимает авиация США, Великобритании и Франции – причем только французы согласовывают  действия с российской стороной, нет никакой возможности установить, кто же именно бомбил подчиненных Башара Асада. Самый удобный вариант для США и их союзников – списать жертвы и разрушения на так называемый дружественный огонь, то есть на непреднамеренную ошибку. Что скорее всего и будет сделано, поскольку такая формулировка, с одной стороны, размывает ответственность, с другой – позволяет закамуфлировать истинные намерения и военно-политические приоритеты наших условных союзников в сирийском конфликте.

Не секрет, что для США и для подавляющего большинства их партнеров по НАТО (только Франция провела некоторую переоценку ценностей) Башар Асад совсем даже не друг и не товарищ, а полноценный враг, уход которого с президентского поста Запад считает главным условием политического урегулирования ситуации в Сирии. Именно по этой причине западная коалиция не слишком усердно бомбит позиции запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство», которую на европейский манер называют теперь ДАИШ. О результатах американских авиаударов по ИГ сегодня вообще ничего не слышно. 

Несколько активнее действуют французские ВВС, которые базируются на авианосце «Шарль де Голль», но их боевое сотрудничество с российскими Воздушно-космическими силами (авиабаза Хмеймим) все-таки не такое тесное, как было в годы Великой Отечественной войны с «Нормандией–Неман». Второй удар по нефтяным месторождениям в Сирии, после того как британский парламент дал добро на воздушную операцию, нанесли Королевские ВВС. В операции были задействованы два истребителя-бомбардировщика Tornado и два многоцелевых истребителя Typhoon. Всего Британия использует для бомбардировок в Сирии восемь самолетов. Но это, в общем-то, капля в море…

Тем более странно, что при столь незначительном составе сил и средств, задействованных в боевых действиях в небе над Сирией, западная коалиция ухитряется еще и промахиваться. Вместе с тем не прекращаются упреки в адрес российской авиации, которая, по утверждению Запада, систематически наносит удары «не по тем целям», а именно – по так называемой умеренной сирийской оппозиции.

На самом деле невозможно четко установить, какие боевики правильные, а какие нет, потому что фактически они воюют на одной стороне – против режима Башара Асада – и одинаково усердны в фанатичной жестокости. Но Запад, и в первую очередь США, предпочитает не вдаваться в такие подробности. Отсюда вывод: цели и задачи у сторон, вовлеченных в сирийский конфликт, разные. Причем не только в воздухе, но и на земле.

Может быть, на земле даже в большей степени, чем в воздухе. О чем свидетельствует демарш турецкого батальона, который при поддержке танков вторгся на территорию Ирака. Багдад был настолько ошеломлен случившимся, что определился с ответными мерами только в понедельник. В ноте протеста, адресованной Анкаре, иракский премьер Хайдер Аль-Абади расценил ввод подразделения турецких вооруженных сил в район иракского города Мосул как военное вторжение на свою территорию. «Если вывод этих сил не будет осуществлен в течение 48 часов, – говорится в распространенном заявлении офиса премьера, – Ирак будет иметь право на принятие доступных мер». Также отмечается, что эти меры могут включать и обращение в Совет Безопасности ООН.

Но поскольку хорошо известно, что Совбез ООН сегодня практически ничего не решает, а «доступные меры» у иракских вооруженных сил крайне незначительны, премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу позволил себе дать ответ своему иракскому визави чуть ли не в издевательском тоне. Дескать, Турция уважает «целостность и суверенитет Ирака», «ни на шаг не отступит от этого принципа» и «продолжит поддержку Ирака в борьбе против «Исламского государства». Что же касается существа претензий Багдада к Анкаре, то здесь Ахмет Давутоглу уточнил, что турецкий батальон прибыл на иракскую территорию, можно сказать, с образовательной миссией – «для подготовки и обучения отрядов иракских курдов». 

До этого о намерении разместить в Ираке бойцов американского спецназа неоднократно говорил президент США Барак Обама, что тоже не пришлось по вкусу Багдаду. Было четко заявлено: присутствие на иракской территории американских военных будет расцениваться как агрессия. Но пока Вашингтон раздумывал, Анкара ввела свои войска в Ирак. И теперь глава турецкого кабинета министров как может пытается успокоить Хайдера Аль-Абади: «Мы не будем размещать дополнительные войска в Башике (район близ Мосула на севере Ирака. – «НГ»), пока ваши тревоги по поводу этой проблемы не рассеются. Мы не позволим тем, кого беспокоит наше сотрудничество, достичь своих целей», – заявил он.

На самом деле то, что премьер Турции Ахмет Давутоглу стыдливо называет проблемой, по сути, является началом наземной операции. Впрочем, если учесть, что 100-километровый участок сирийско-турецкой границы со стороны Сирии при поддержке турецкого спецназа уже давно контролируют отряды туркоманов, можно считать, что де-факто наземная операция началась еще раньше – чуть ли не с зарождения конфликта. Ну а скандальное появление турецкого батальона в Ираке – это не что иное, как попытка обозначить всю территорию, на которую претендует Анкара.

Сирии территориальную целостность Анкара никогда не гарантировала. И, закулисно сотрудничая с «Исламским государством» – это уже не секрет, – Турция рассчитывала, что после падения режима Башара Асада ей в качестве бонуса достанутся северные территории, где в основном проживают курды. Однако вмешательство России на стороне Дамаска смешало все карты. Насколько теперь можно судить, Реджеп Тайип Эрдоган, когда отдавал приказ сбить российский Су-24, рассчитывал, что при поддержке Запада, гарантированной статьей 5 Устава НАТО, ему удастся снизить военную активность Москвы. В полной мере его надежды не оправдались, и теперь разыгрывается другая козырная карта, в основе которой – давние, можно сказать, партнерские отношения президента Турции и лидера иракских курдов Масуда Барзани.

Если по большому счету официальный Багдад, хоть и выступил с резким заявлением после турецкого вторжения, в данном случае он остается вне игры. Но и у других игроков цели не так чтобы очень совпадают. Масуд Барзани, по всей видимости, полагает, что Эрдоган поможет ему отбиться от «Исламского государства», после чего уйдет из-под Мосула. Но поскольку Анкара даже в страшном сне не может представить  появления  государства курдов, причем в любом формате, было бы верхом наивности рассчитывать, что эти надежды сбудутся…

Проще говоря, Турция уже начала оккупацию Ирака. А это означает, что дан старт переделу государственных границ на Ближнем Востоке. Что в результате останется от Сирии – вопрос на засыпку, так как единого взгляда на судьбу Башара Асада у западной коалиции и Москвы нет. И пока стороны, втянутые в сирийский конфликт, не отложат разногласия и не начнут бомбить «Исламское государство» согласованно, территориальный статус-кво на Ближнем Востоке не сохранить. Потому что каждая сторона бомбит исключительно в своих интересах. Ну а Анкара под шумок, как умеет, решает свои геополитические задачи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
830
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
777
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
651
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
424

Другие новости