0
5759
Газета Воины и Армии Интернет-версия

29.04.2015 00:01:00

Гибридные войны – это дешево и сердито

Александр Кудрявцев

Об авторе: Александр Михайлович Кудрявцев – капитан 1 ранга, доктор военных наук, профессор Военной академии связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург.

Тэги: гибридные войны, минобороны, сша, вооруженные силы, военные конфликты, авиакатастрофа, украина, днр, лнр


гибридные войны, минобороны, сша, вооруженные силы, военные конфликты, авиакатастрофа, украина, днр, лнр Гибридные войны, как все остальные, оканчиваются одним – перестрелкой. Фото Reuters

С января 2015 года администрация США взяла курс на экономию средств, в том числе за счет Министерства обороны. Планируется, что в течение ближайших 10 лет затраты на Вооруженные силы будут сокращены на 1 трлн долл., а численность Сухопутных войск США уменьшится до 420 тыс. военнослужащих. В качестве компенсации уменьшающегося военного потенциала стратеги США и НАТО активно развивают и апробируют концепции гибридных войн по примеру военных конфликтов на юго-востоке Украины, в Сирии и Ираке.

Концепция гибридных войн, по замыслу ее идеологов, предполагает умелое и гибкое сочетание следующих основных групп факторов – военных, дипломатических, информационных, экономических. Собственно, в манипулировании этими факторами и заключается «гибридность» организации и хода ведения современных вооруженных конфликтов. Детализируя их особенности, надо отметить следующие моменты. Начало гибридной войны, как правило, отличается малым профессионализмом и больше соответствует полицейской операции. Однако та сторона, которая более мотивирована, вполне способна противостоять противнику, имеющему преимущество, в том числе и многократное.

Особенный колорит гибридным войнам приносит и отсутствие сплошной линии фронта, что способствует деятельности разведывательно-диверсионных групп, различных партизанских групп из «инициативных местных жителей», криминальных банд, мародеров и др. Действовать они могут как из идейных соображений, так и за вознаграждение, но в любом случае такие структуры могут нанести значительный ущерб системам управления и связи, войсковому тылу и гражданской инфраструктуре. Например, фирменным признаком гибридных войн является массированное уничтожение радиоэлектронных средств самого различного назначения – станций радиосвязи, РЛС, узлов коммутации.

Еще одна характерная особенность гибридных войн – их управляемость извне под воздействием военных, дипломатических и информационных инструментов. Показательный пример – применение неустановленной стороной химического оружия во время боевых действий в Сирии. Причем всю вину за случившееся западные источники информации абсолютно бездоказательно возложили на сирийские правительственные войска, и это было использовано руководством США как предлог для военной интервенции. И только передача сирийского химического оружия под международный контроль, инициированная Россией, предотвратила эскалацию конфликта в Сирии с участием американских войск.

Из той же серии и катастрофа в воздушном пространстве Юго-Восточной Украины малайзийского пассажирского самолета «Боинг 777» МН17. По всей видимости, по замыслу его западных инициаторов и исполнителей, это событие, случившееся 18 июля 2014 года, должно было подстегнуть ход боевых действий в пользу терпящих поражение украинских войск, придать боевым действиям более ожесточенный характер и подпортить международный имидж России. Что, в общем-то, удалось: следствием этого происшествия стало принятие экономических санкций против нашей страны под аккомпанемент информационной войны в ее самых циничных формах. Украинская администрация, вдохновленная безнаказанностью после случая с малайзийским «боингом», предприняла еще одну попытку организации информационного наступления. На этот раз объектом послужил пассажирский автобус, который подвергся обстрелу на территории, подконтрольной украинским войскам под Волновахой. После чего официальный Киев и его международные покровители выдвинули требования о признании самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР террористическими организациями и об объявлении России страной-агрессором. Для пущего эффекта в крупнейших городах Украины были организованы марши солидарности с антироссийскими лозунгами, срежиссированные по образцу и подобию демонстрации в поддержку редакции журнала «Шарли Эбдо».

Таким образом, взятая на вооружение стратегия создания крупномасштабных провокаций с большим числом жертв и пострадавших становится активным оружием гибридных войн – циничных по сути, пренебрегающих общепринятыми историческими нормами и военной этикой, ведущихся по правилам, устанавливаемым доминирующими мировыми центрами силы. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1227
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1082
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2078
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
924

Другие новости