Фото пресс-службы Министерства обороны РФ
Вчера пресс-служба Кремля сообщила, что президент РФ Владимир Путин подписал указ, который позволит передать Ирану российские зенитные ракетные системы С-300ПМУ1. Тем самым устранена преграда для выполнения контракта восьмилетней давности, который был приостановлен под жестким давлением США и Израиля.
Подписанный президентом указ снимает запрет на транзитное перемещение через территорию Российской Федерации (в том числе воздушным транспортом), вывоз с территории РФ в Иран, а также передачу Ирану вне пределов России с использованием морских и воздушных судов под государственным флагом РФ зенитных ракетных систем С-300 и связанных с ними материальных средств, включая запчасти. Сам контракт на поставку Тегерану пяти дивизионов С-300 стоимостью около 800 млн долл. стороны подписали еще в 2007 году.
Но летом 2010-го Совбез ООН принял резолюцию по Ирану, которая вводила против него санкции, в том числе запрет на передачу ему современных вооружений. Россия проголосовала за ее принятие.
Тогдашний президент РФ Дмитрий Медведев в сентябре 2010 года подписал указ о мерах по выполнению этой резолюции. В результате фактически готовый к исполнению контракт оказался замороженным. Источники в российской оборонке сообщали, что были уже изготовлены как минимум три дивизионных комплекта зенитной ракетной системы. И компания-изготовитель начала лихорадочно искать, куда бы их пристроить. Ходили слухи, что в конце концов их поставили в Азербайджан. Но официальных подтверждений этому не поступало. Появились же сообщения из различных анонимных источников о том, что предназначавшиеся Ирану системы С-300 были якобы разукомплектованы и в значительной степени утилизированы.
Тегеран прореагировал на ситуацию выдвижением иска к «Рособоронэкспорту» в третейский суд Женевы. Почти на 4 млрд долл. Но Россия предприняла попытки решить возникшую проблему без судебного решения, поиском какого-либо компромиссного решения. Предлагались, например, на замену С-300ПМУ1 поставить зенитные ракетные комплексы «Тор». Однако к согласию на такую замену стороны все-таки не пришли. Поэтому Россия намеревалась убедить Иран просто отозвать иск, поскольку, как утверждали наши дипломаты, невыполнение контракта было обусловлено решениями Совбеза ООН, ограничивающими поставку Тегерану ряда вооружений.
Теперь та позиция выглядит несколько странной. Вчера глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что былое решение Москвы отказаться от поставок С-300 Тегерану принималось «в духе доброй воли для стимулирования прогресса на переговорах» по иранской ядерной проблеме. А исчезла необходимость в эмбарго на поставки системы ПВО С-300 в свете прогресса, достигнутого на переговорах Тегерана и «шестерки» в Лозанне в апреле 2015 года. «Мы убеждены, что на данном этапе необходимость в эмбарго такого рода, причем в отдельном, добровольном российском эмбарго, полностью отпала, – сказал Лавров. – Время прошло, прошло уже почти пять лет, и 2 апреля этого года в Лозанне «шестерка» по итогам очередного раунда переговоров с Ираном констатировала существенный прогресс в урегулировании иранской ядерной программы. Были согласованы окончательные политические рамки окончательной договоренности, которые получили высокую оценку повсеместно на международной арене».
Несколько иначе смотрят на развитие событий в экспертном сообществе. Вот как прокомментировал отмененный запрет генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров: «Подписание президентом Путиным этого указа – весьма своевременный шаг. Российский президент действует на опережение, поскольку все идет к тому, что санкции с Ирана будут сняты. На иранском рынке вооружений, куда устремятся и западные компании, готовые поставлять все, что нужно, огромные возможности заработать десятки миллиардов долларов». По его мнению, на Западе действиям Москвы «не рады, воспринимают как шаг более оперативного конкурента и соответственно отреагируют крайне негативно». Но решение Путина по С-300 позволяет поднять отношения между Москвой и Тегераном на новый уровень, считает эксперт: «Безусловно, это решение откроет огромные возможности для российского военно-промышленного сектора. Это сигнал Кремля, что в направлении Ирана дан зеленый свет».
И полным ходом уже пошло прогнозирование выгод, которые сулят Москве и Тегерану случившиеся перемены. Возобновленный контракт с Ираном на поставку зенитных ракетных систем может предусматривать поставку на первом этапе до пяти дивизионов, сумма сделки скорее всего превысит 800 млн долл., утверждает старший научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин. Ведь начальный контракт был заключен давно и предусматривал поставку зенитных ракетных систем С-300ПМУ1. Учитывая, что они уже сняты с производства, речь в новом контракте, вероятно, пойдет о поставке модернизированных зенитных ракетных систем С-300ВМ. «Это более совершенные и более сложные системы, а значит, и более дорогие. Так что сумма сделки может превысить 1 млрд долл., – сказал Кашин. – По оценкам иранских экспертов, потребности Ирана в зенитных ракетных системах большой дальности значительные, на первом этапе – от четырех до восьми дивизионов. Если будет принято решение о создании собственной системы ПВО на базе С-300, то, как писали иранские СМИ, таких дивизионов потребуется гораздо больше. На выполнение нового контракта понадобится около полутора-двух лет».
Между тем Министерство обороны России обозначило свою готовность оперативно поставить Ирану все же зенитные ракетные системы С-300ПМУ1. Об этом заявил в понедельник координатор управления генеральных инспекторов военного ведомства генерал армии Юрий Якубов: «Если будет принято политическое решение поставить Ирану из наличия российских Вооруженных сил ЗРС С-300, считаю, что Министерство обороны оперативно выполнит указание президента страны». По оценкам специалистов военного ведомства, на такие поставки уйдет три-четыре месяца.