0
7243
Газета Воины и Армии Интернет-версия

10.04.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. И "Орлу" подпалили перья

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель, полковник в отставке.

Тэги: подлодка орел, апл, завод звездочка, северодвинск, завод звезда, томск, минобороны, антей, вмф, подлодка екатеринбург, сергей шойгу, оборонка


подлодка орел, апл, завод звездочка, северодвинск, завод звезда, томск, минобороны, антей, вмф, подлодка екатеринбург, сергей шойгу, оборонка Фото Reuters

Авария на атомной подводной лодке «Орел», находящейся в ремонте на заводе «Звездочка» в Северодвинске (Архангельская область), заставила вспомнить очень похожее ЧП полуторагодичной давности. Оно произошло в сентябре 2013-го, но тогда на заводе «Звезда», что расположен в городке Большой Камень (Приморье). Там во время сварочных работ в межкорпусном пространстве многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) под названием «Томск» возник пожар. Сообщалось, что экипаж начал борьбу с вырывающимся из корпуса пламенем. Потом к нему на помощь прибыли 15 пожарных расчетов, которые с помощью пенной атаки и пролива межкорпусного пространства АПЛ сумели справиться с огнем. Хотя из информации, поступившей из Минобороны России, следует, что открытого огня не было, только задымление. Люди во время пожара не пострадали. Ядерный реактор при постановке корабля в ремонт был заглушен, боезапас (24 крылатые ракеты и 28 торпед) был заранее выгружен.

Так вот произошедшее в минувший вторник с многоцелевым атомным подводным крейсером того же класса «Антей» чуть ли не один в один совпадает с тем, что случилось в 2013 году. На «Орле» тоже произошел пожар в межкорпусном пространстве во время сварочных работ на подводном крейсере, который был поставлен в док для ремонта и модернизации. И тут тоже выгружен боекомплект, заглушен реактор – и, слава богу, никто из людей не пострадал. С огнем также справились. Правда, не сразу и не пожарные и экипаж, как в Приморье. А при помощи затопленного дока и притопленной субмарины.

О возгорании на АПЛ «Орел» было доложено президенту Владимиру Путину. Создана специальная комиссия с участием командования ВМФ и Минпромторга, в чьем ведении находится завод «Звездочка». Она будет разбираться с причинами возгорания. А руководство предприятия уже рапортует, что сроки ремонта, несмотря на ЧП и полученные повреждения, сдвинуты не будут. Крейсер передадут Военно-морскому флоту, как и запланировано, в конце 2016 года.

В общем, есть как бы основания для «сдержанного оптимизма». Однако… пожар на АПЛ «Орел», как и на родственной ему субмарине «Томск», во время заводских ремонтных работ – не первый и даже не второй. В памяти еще один пожар – в последних числах декабря 2011 года. И тоже в межкорпусном пространстве на ракетном подводном крейсере стратегического назначения «Екатеринбург», который стоял в доке судоремонтного завода Северного флота в поселке Росляково Мурманской области. Огонь, вспыхнувший от газовой горелки сварщика, воспламенил резиновое покрытие и промасленную ветошь, скопившуюся в межкорпусном пространстве, и со скоростью свирепого ветра распространился по всей носовой части корабля, где оставались невыгруженными мины с торпедами. Пламя не могли потушить девять часов. Только решительные действия пожарных МЧС во главе с министром Сергеем Шойгу и затопление дока спасли лодку и, что греха таить, завод, поселок и другие населенные пункты Кольского полуострова от непоправимого. А предполагавшийся быстрый ремонт обернулся сложнейшими восстановительными работами, миллионными убытками для российского ВМФ и затянулся до конца 2014 года.

На заводе тоже трудилась специальная комиссия. Она сделала свои выводы. По итогам ее расследования был, в частности, отправлен в отставку главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий. Но глубоких уроков, как мы можем видеть по событиям на приморском заводе «Звезда» и северодвинской «Звездочке», сделано так и не было.

Страшно подумать, но за последние четыре года из боевого состава Военно-морского флота выведены пусть временно, на несколько лет, но три боевые единицы. Два из 11 существующих на российском флоте многоцелевых подводных крейсера с крылатыми ракетами, предназначенных для борьбы с авианосными соединениями вероятного противника. И один из семи в своем классе ракетный подводный крейсер стратегического назначения из основы морских стратегических ядерных сил сдерживания. Не на войне, не из-за стихийных бедствий, а только из-за так называемого человеческого фактора, точнее, из-за халатности, безалаберности и низкой квалификации рабочего-сварщика или бригады сварщиков. Поистине, как горько шутят наши моряки, сварщик с газовой горелкой для наших АПЛ страшнее вражеской торпеды.

Шутки шутками, а вопросы «почему?» и «кто виноват?» можно задавать бесконечно. Можно подсчитать, сколько будет стоить наплевательское отношение к своим обязанностям очередного работяги или работяг, устроивших пожар на АПЛ «Орел». Уже говорят о 100 млн руб. Можно и, видимо, нужно будет привлечь рабочих к ответственности, как, впрочем, и мастера участка, и ответственных за производство работ на субмарине, и – не исключено – руководство предприятия… 

Не дело журналиста искать и назначать виновных, есть специальная комиссия, и, конечно же, как правило, в таких случаях возбуждается уголовное дело по факту пожара на значимом военном объекте, в том числе по нарушению правил безопасности при проведении ремонтных работ. Там все зафиксируют. Оценят финансовый ущерб и ущерб боеготовности флота. Выскажут и занесут в акты расследования ЧП другие претензии. Но решит ли все это главную проблему – предельно низкую производственную культуру на наших предприятиях? Как оборонных, так и сугубо гражданских. Вопиющую безответственность тех, кто должен обеспечивать и контролировать? Да что там на предприятиях?! А если взглянуть на культуру собственного труда?

Давайте посмотрим вокруг себя. На свой рабочий стол, на стройки, которые идут под нашими окнами, на их заборы, на подъезды наших домов, исписанные какими-то неопознанными «пришельцами» сразу после ремонта… А еще на дороги, где ямы латают как посреди зимы, укладывая асфальт прямо на снег, так и осенью и весной, затапливая бетоном дождевые лужи, – все это наша действительность. И если такое происходит каждый день и каждый час, что называется, у нас под носом, то почему мы думаем, что так не будет на самых ответственных и самых опасных и трудоемких участках отечественной оборонки?!

Разумеется, не все так печально, как об этом пишет военный журналист, крайне расстроенный очередным пожаром на ремонтирующейся атомной подводной лодке. Можно привести уйму примеров высокой культуры, ответственности и эффективности в организации труда на большинстве предприятий ОПК. И не только там. Думаю, результат будет «фифти-фифти». Но спасет ли это следующий боевой корабль от еще одного сварщика – это большой вопрос. Очень не хочется писать о новом ЧП на атомной подводной лодке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
1024
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1663
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1503
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2825

Другие новости