Фото Reuters
Руководство РФ продолжает укреплять обороноспособность страны. Помимо разработки Плана обороны на 2016–2020 годы в стране в следующем году будут расширены права и ответственность глав регионов в этой сфере. Такие задачи поставил военному ведомству, Совету безопасности и правительству президент Владимир Путин на состоявшейся в пятницу расширенной коллегии Минобороны.
«Имею в виду необходимость поднятия ответственности руководителей регионов РФ и за мобилизационную готовность, и за так называемую территориальную оборону», – подчеркнул президент. Таким образом, глава государства поддержал министра обороны Сергея Шойгу, который заявил о новой роли федеральных руководителей в вопросах обороны и высказал идею воссоздания «с учетом исторического опыта генерал-губернаторства в России».
Титул генерал-губернатора существовал в царской России в 1703–1917 годах. Это была высшая должность в местной администрации: генерал-губернатор обладал и гражданской, и военной властью. Кстати, в конце 2011 года в связи с реорганизацией системы Вооруженных сил и созданием войск территориальной обороны президент Белоруссии Александр Лукашенко присвоил воинское звание генерал-майор шести губернаторам областей и мэру Минска. В своем заявлении он тогда подчеркнул, что главы регионов «становятся генерал-губернаторами».
Если подобное произойдет в России, это будет относительно новой страницей в современной истории военной реформы в стране. Но на эту тему глава военного ведомства в этом году высказывался не один раз. К примеру, подводя итоги стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Восток-2014», которые прошли на территории 13 субъектов Федерации, Сергей Шойгу в октябре заявлял о том, что «нужно внести изменения в систему мобилизационной подготовки Вооруженных сил, а также организацию межведомственного взаимодействия по вопросам мобилизации в РФ». Причины необходимости таких изменений Минобороны сильно не афишировало. Но в СМИ все же просочилась информация о том, что ряд губернаторов в ходе отработки задач на СКШУ «Восток-2014» проявили неготовность к работе в условиях военного времени. А ведь именно местные руководители в субъектах Федерации в такой период отвечают за перевод экономики региона с мирных на военные рельсы. Вводные по мобилизационной подготовке, и в частности по призыву резервистов, в ряде мест ими были выполнены лишь частично. На одном из недавних совещаний в Сочи, посвященном оборонным проблемам, Шойгу попросил президента личным указом или на законодательном уровне обязать избранных глав регионов и городов проходить подготовку в академии Генштаба. Это должна была быть двухнедельная подготовка «по мобилизационной готовности и управлению субъектом в момент мобилизации».
В минувшую пятницу, выступая перед представителями высшей власти и военачальниками, Владимир Путин заявил: «В ходе учений и отработки совместных действий с гражданскими органами власти стало ясно, что нормативно правовая база нуждается в совершенствовании». И тут указами только по совершенствованию военной подготовки представителей гражданской власти не обойтись. «Мобилизационная подготовка для руководителей субъектов Федерации является второстепенной. Но мы понимаем, что в известных условиях эта работа становится или может стать чрезвычайно важной. И поэтому нам необходимо концентрировать административный ресурс на выполнении стоящих в этой сфере задач. Это первое, – сказал президент. – И второе. Территориальная оборона возложена сегодня на различные ведомства и никак не централизована. И в этом смысле тоже нужно поднять ответственность руководителей субъектов РФ. Прошу Совет безопасности проработать эти вопросы с правительством, с соответствующими заинтересованными ведомствами и представить свои предложения по совершенствованию этой нормативно-правовой базы».
К вопросу о необходимости совершенствования территориальной обороны глава государства в последнее время обращается не раз. В апреле прошлого года он внес поправки в Закон «Об обороне» и другие документы, где уточнил толкование термина «территориальная оборона (ТО)». Согласно Закону № 55-ФЗ от 5 апреля 2013 года, ТО – это «система осуществляемых в период действия военного положения мероприятий по охране и обороне военных, важных государственных и специальных объектов… по борьбе с диверсионно-разведывательными формированиями… в целях создания благоприятных условий для функционирования указанных объектов и применения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований».
Каким образом будет выстроен новый алгоритм государственного управления обороной страны, пока не ясно. Но понятно, что губернаторам в нем будет определено не последнее место. Вероятнее всего, будут внесены поправки не только в законы «Об обороне», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», но и в утверждаемые президентом Положение о территориальной обороне, планы мобилизации и территориальной обороны и т.п.
«Нормативно-правовая база организации территориальной обороны нуждается в совершенствовании, – полагает независимый военный эксперт полковник Муса Хамзатов. – Сегодня целью войны против сильного государства становятся его экономический коллапс и гуманитарная катастрофа, а полем боя – вся его территория». По мнению эксперта, «новая технология современной войны (технология «облачного противника») позволяет агрессору вести боевые действия, когда совместно с регулярными войсками по единому замыслу и плану будут действовать многочисленные подразделения спецназа и криминальные банды».