Фото официального сайта Минобороны России
В ближайшее время Владимир Путин подпишет уточненный вариант Военной доктрины (ВД) страны. Об этом «НГ» сообщил один из участников Межведомственной рабочей группы (МРГ), которая занималась разработкой документа. По словам источника, созданная при Совбезе РФ МРГ закончила работу в конце ноября. Другие документы стратегического планирования в сфере обороны и безопасности, необходимые для подготовки новой Госпрограммы вооружения на 2016–2025 годы (ГПВ-2025), утверждены президентом в ходе его встреч в Сочи с руководящим составом Минобороны в середине ноября с.г.
Владимир Путин, ставя в сентябре задачи по ГПВ-2025, заявил, что на основе документов стратегического планирования и ВД должны быть определены «потенциальные угрозы военной безопасности нашей страны».
На каждую из этих угроз должен быть найден достаточный адекватный ответ». Поскольку проект ГПВ-2025 спланирован на ближайшую десятилетку, то, видимо, предполагается, что и обновленная ВД будет действовать в этот период.
В ряде СМИ утверждалось, что основным отличием обновленной ВД будет то, что в ней появятся новые термины, положения, уточнения «в свете происшедших, происходящих и прогнозируемых изменений военно-политической обстановки в мире». Как пояснил в свое время замсекретаря Совета безопасности РФ Михаил Попов, уточнение Военной доктрины связано, в частности, с расширением НАТО, развертыванием глобальной системы ПРО США и, не в последнюю очередь, с ситуацией в Украине. Хотя вряд ли в обновленной ВД США и НАТО будут фигурировать как главный противник России. Россия также вряд ли четко обозначит условия для нанесения превентивного удара силами ядерного сдерживания (СЯС), как это предлагал координатор управления генеральных инспекторов Минобороны генерал армии Юрий Якубов.
Военный эксперт Юрий Неткачев уверен, что на отражение новых внешних угроз государство денег не пожалеет. И в первую очередь деньги в ГПВ-2025 пойдут на совершенствование СЯС, воздушно-космического оружия, новых видов обычных вооружений. Но, по мнению собеседника «НГ», в ВД будут, видимо, определены и военные угрозы внутреннего плана, связанные с социальными, экономическими и политическими факторами.
С этим согласен и военный эксперт полковник Игорь Попов. «Запад стремится достичь «геополитического уничтожения» России. Механизм отработан до мелочей. Это и цветные революции, и «операции по удушению», и так называемые «операции по стабилизации». Военная доктрина обязана дать ответ на эти «невоенные» угрозы», – уверен Попов.
Сегодня, по мнению некоторых военных экспертов, меняется сущность и характер военного конфликта. От первоочередного уничтожения вооруженных сил государства – жертвы агрессии противник переходит к системному деструктивному воздействию на военно-политическое руководство и экономику государства. В основе новой стратегии ведения военных действий, как считает независимый военный эксперт полковник Муса Хамзатов, лежит применение технологии «облачного противника». Спецификой такого противника является его виртуально-реальный характер. Как показывают нынешние события на Ближнем Востоке и в СНГ, внутри страны, ввергнутой в современный военный конфликт, наряду с регулярной армией действует огромное количество банд боевиков, основные элементы экономической и мобилизационной базы которых находятся на территории соседних стран. И эти страны формально не являются участниками военного конфликта. В Военной доктрине России, надеется Хамзатов, будут предусмотрены меры противодействия такому «облачному противнику».
Бывший начальник главного штаба Ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин считает, что России не следует называть какое-либо государство своим врагом. Такого мнения придерживается и экс-глава российского Генштаба генерал армии Юрий Балуевский, ныне советник главнокомандующего Внутренними войсками МВД РФ. Он уверен, что ВД должна быть дипломатически выверена. Еще месяц назад в своей статье «Новые смыслы военной доктрины» он утверждал, что «нет необходимости реанимировать положение о превентивном применении ядерного оружия». При этом Балуевский уверен, в ВД должен появиться новый термин – «неядерное сдерживание». По его мнению, ядерное оружие играет свою сдерживающую роль, но «ядерное сдерживание не всегда эффективно в предотвращении внешних вооруженных конфликтов и совсем не работает для предупреждения внутренних. Попытки силового воздействия на нашу страну в течение столетий показали свою бесперспективность. Победить Россию в прямом силовом противоборстве невозможно. Но государство Советский Союз перестало существовать! Не помогло и ядерное оружие – «мягкая сила» оказалась сильнее», – рассуждал Балуевский. По его мнению, «система неядерного сдерживания – это комплекс внешнеполитических, научно-исследовательских и военно-технических мер, проводимых государством…», чтобы нейтрализовать и ликвидировать внешние и внутренние угрозы безопасности.
Генерала беспокоит и проблема информационной войны: «Надо согласиться и признать как аксиому то, что информационная война будет широко применяться не только воюющими сторонами, но и экстремистами, террористическими организациями. В этой связи необходимо постоянно и глубоко отслеживать развитие информационных технологий, а также совершенствовать, модернизировать системы защиты всей государственной и военной инфраструктуры России».
Заметим, что именно Балуевский был одним из авторов ВД, утвержденной Указом президента РФ в феврале 2010 года. Как сообщают источники из Совбеза РФ, его мнение учитывалось и при разработке проекта обновленной Военной доктрины, которую должен совсем скоро подписать Владимир Путин.