Владимир Путин не видит прямой угрозы суверенитету и территориальной целостности РФ. Фото РИА Новости/Reuters
Вчера на заседании Совета безопасности РФ были определены первоочередные меры, связанные с обеспечением суверенитета и территориальной целостности страны. Немалая их часть касается вопросов укрепления национальной обороны и безопасности государства. С одной стороны, меры эти вынужденные и необходимые – армия и другие силовые структуры станут более боеспособными. С другой – в условиях международных санкций, связанных с Украиной, усиление обороноспособности России не лучшим образом отразится на ее экономике. И, судя по всему, следует ожидать ухудшения социальных показателей и уровня жизни многих категорий граждан. Но таков политический выбор Кремля, и это, как говорится, не обсуждается.
«Прямой военной угрозы суверенитету и территориальной целостности, конечно, сегодня нет, – подчеркнул на заседании президент Владимир Путин. – Гарантия тому, прежде всего, стратегический баланс сил в мире». При этом, по словам главы государства, Россия должна адекватно и соразмерно реагировать на расширение НАТО и приближение к ее границам военной инфраструктуры альянса. Москва также «не оставит без внимания развертывание глобальной ПРО и наращивания запасов неядерного стратегического оружия».
Ответ на эти угрозы, похоже, обойдется недешево российскому бюджету. Курс на дальнейший рост военных расходов еще до вчерашнего заседания Совбеза был закреплен в разработанных и утвержденных недавно правительством Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (ОНБП-2017). В сравнении с аналогичным документом прошлого года новые финансовые планы России, несмотря на прогнозы о «замедлении прироста ВВП до 0,5% в связи с геополитической напряженностью», предусматривают опережающий рост в 2015–2017 годах расходов на национальную оборону и безопасность. Из таблицы видно, что суммарные траты на военные нужды, безопасность и правоохранительную деятельность составят в ближайшие годы в России 6,8–6,9% от валового внутреннего продукта (ВВП). Что значительно выше показателей, которые планировались в прошлом году.
Как следует из содержания ОНБП-2017, «по разделу «Национальная оборона» рост расходов учитывает необходимость обеспечения: готовности ВС РФ к отражению агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории России; устойчивого и непрерывного функционирования системы военного и государственного управления; готовности предприятий промышленности к удовлетворению потребностей ВС РФ, государства и населения в военное время» и т.п. Отдельной строкой в ОНБП-2017 определены расходы на модернизацию армии и функционирование системы материально-технического обеспечения войск. Значительные средства запланированы и на формирование профессиональной армии, как того требует Указ главы государства от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» в части увеличения в течение пяти лет численности военнослужащих, проходящих службу по контракту. Выделяемые дополнительные средства позволяют развивать ускоренными темпами стратегические ядерные силы (СЯС), военно-космическую отрасль и систему ГЛОНАСС. Каждый год для военнослужащих предполагается увеличение их денежного довольствия на 5%. Запланирована аналогичная индексация военных пенсий для отставников.
Если ВВП почти не растет, то откуда возьмутся дополнительные бюджетные средства? Документ Минфина дает ответ и на этот вопрос. В таблице приводятся данные ОНБП-2017 по плановым расходам на национальную экономику на ближайшую трехлетку. Они в среднем на треть (!) меньше, чем они были запланированы в 2013 году в ОНБП-2016. В 2017 году они также снизятся на 0,8% от ВВП по сравнению с нынешними показателями.
Некоторое понижение расходов – до 6,1% от ВВП – планируется в 2017 году и в сфере обороны и безопасности. Данное обстоятельство Минфин объясняет планируемым сокращением численности личного состава силовых структур на 10%. Следует заметить, что ранее подобное сокращение количества военнослужащих и сотрудников полиции планировалось в ОНБП-2012 (в 2013–2014 годах). Но этого не произошло, что стало одной из причин ухода с поста главы российского финансового ведомства Алексея Кудрина. Тогда он предупреждал, что рост военных расходов затормозит развитие экономики и отрицательно скажется на социально-экономических показателях уровня жизни россиян, что мы сегодня и наблюдаем. Сейчас Кудрин практически повторяет свои прогнозы, правда, с поправками на то, что милитаризация экономики уже произошла и что ее дальнейший ускоренный рост в связи с событиями в Украине, а также санкции Запада «могут стоить россиянам до одной пятой их доходов» и реальным уменьшением ВВП. Он подчеркивает, что военный бюджет России более чем на порядок меньше военных бюджетов стран НАТО.
«Население России с пониманием отнесется к решению руководства страны укрепить нашу обороноспособность», – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. «Поддерживать паритет с США и НАТО можно не только за счет вбухивания денег в военный бюджет, абсолютным увеличением вооружений, но и асимметрично – за счет СЯС, военно-дипломатическими и иными способами и т.п.», – рассуждает генерал. «Возможные ограничения Запада побудят российскую экономику развиваться за счет внутренних резервов, что будет способствовать не только укреплению обороны и целостности страны, но решать в известной мере ее социально-экономические проблемы», – делает вывод эксперт.
«Российскому руководству никак нельзя включаться в чрезмерную гонку вооружений, – уверен член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. – Но нельзя быть и слабыми. При известной воле народа, возросшем авторитете президента Владимира Путина в российском обществе есть потенциал для внутренней мобилизации, для решения возникших экономических проблем и, конечно, укрепления системы обороны и безопасности, отстаивания своих интересов в мире».
Из выступления Владимира Путина на заседании Совета безопасности
– Нужно, в конце концов, призвать киевские власти к соблюдению элементарных норм порядочности и ввести хотя бы на какое-то короткое время расследования режим прекращения огня. Танки обстреляли железнодорожный вокзал, международные специалисты, которые приехали на место трагедии, голову не могли высунуть. Ополченцы что, сами себя обстреливали?
– Россия все, что от нее зависит, будет делать для полноценного, всестороннего, глубокого и транспарентного расследования. Именно поэтому мы поддержали предложенную Австралией резолюцию Совета Безопасности ООН.
– Нас призывают оказать воздействие на ополчение юго-востока. Все, что в наших силах, мы, конечно, будем делать.
– Методы, использованные внешними силами в Украине, – в России не сработают. Это абсолютно неприемлемо и контрпродуктивно. Рецепты, которые действуют в отношении слабых, несостоявшихся государств, пораженных внутренними противоречиями, конфликтами, – у нас не сработают. Наши оппоненты и сами это понимают.
– Группировка войск НАТО на территории восточноевропейских государств демонстративно усиливается. Растут масштабы и интенсивность оперативной и боевой подготовки. В этой связи необходимо полностью и в срок реализовывать все запланированные меры по укреплению обороноспособности, в том числе в Крыму и Севастополе, где нам приходится фактически заново отстраивать военную инфраструктуру.
– Попытки раскачать общественно-политическую ситуацию, тем или иным способом ослабить Россию, ударить по уязвимым, проблемным местам предпринимаются и будут предприниматься. Делается это с тем, чтобы прежде всего сделать нас податливыми при решении тех или иных вопросов в интересах других государств на международной арене. Будут использоваться механизмы в так называемой конкурентной борьбе на международной арене. Для этого в том числе задействуются возможности специальных служб, используются современные информационные и коммуникационные технологии, каналы зависимых, карманных неправительственных организаций – механизмы так называемой мягкой силы. Все это, видимо, в некоторых странах принимается как демократия. Мы должны адекватно реагировать на эти вызовы, а главное, работать системно, решать проблемы, которые содержат потенциальные риски для единства нашей страны и общества.
– Сегодня в мире все чаще звучит язык ультиматумов и санкций. Само понятие государственного суверенитета размывается. Неугодные режимы, страны, которые пытаются проводить независимую политику или просто стоят на пути чьих-либо интересов, дестабилизируются. Для этого используются цветные революции, а если называть вещи своими именами – государственные перевороты, спровоцированные и организованные извне. Ставка делается на радикальные, неонацистские, фундаменталистские силы. Подобные сценарии уже апробированы во многих регионах, в том числе и на постсоветском пространстве. К каким разрушительным последствиям это приводит – видит весь мир.
– Мы должны подумать над дополнительными шагами по снижению зависимости национальной экономики и ее финансовой системы от неблагоприятных внешних факторов. Имею в виду не только нестабильность на глобальных рынках, но и возможные политические риски.
– На всей территории России должно быть обеспечено верховенство Конституции, единство экономического и правового пространства. Никто не вправе нарушать законы и попирать права граждан. Укреплению российской государственности должно способствовать повышение эффективности деятельности судебной системы, прокуратуры, контролирующих надзорных органов. Принципиально важно учитывать территориальный, региональный фактор. Нам нужно обеспечить опережающее развитие стратегически важных регионов, в том числе на Дальнем Востоке и других территориях.
– В ответ на конфликты на национальной почве власть будет реагировать жестко. Первое – это последовательная работа по укреплению межнационального согласия. Грамотная миграционная политика. Жесткое реагирование на факты бездействия должностных лиц или преступлений, которые могут спровоцировать конфликты на национальной почве.
– При борьбе с радикализмом «закручивания гаек» не будет. Ни в коем случае мы по этому пути не пойдем.
– Активную позицию должно занимать наше гражданское общество, чтобы оно реагировало на факты нарушения прав и свобод человека, вносило свой вклад в профилактику радикализма и экстремизма. Именно от гражданского общества мы ожидаем действенной помощи в совершенствовании системы госуправления в сфере национальной политики. И в воспитании молодых людей.
Расходы федерального бюджета по разделам классификации | ||||
| 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
ВВП, млрд рублей | 71 493,0 | 76 077,0 | 82 303,0 | 89 834,0 |
Расходы, всего (в процентах от ВВП) |
19,5 |
20,0 |
19,4 |
18,7 |
В том числе: |
|
|
|
|
Национальная оборона | 3,5 (3,4) | 4,0 (3,8) | 4,1 (3,8) | 3,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2,9 (3) |
2,8 (2,8) |
2,6 (2,5) |
2,2 |
Национальная экономика | 3,1 (4,5) | 2,9 (4,3) | 2,4 (4,2) | 2,3 |
В скобках даны показатели, которые были определены в 2013 году в Основных направлениях бюджетной политики-2016 |