Франц Клинцевич нашел способ обеспечить армейский призыв. Фото ИТАР-ТАСС
В борьбу с уклонистами от службы в армии и на флоте активно включаются парламентарии, точнее, их большинство из «Единой России». Законопроект, обязывающий призывника лично являться в военкомат за повесткой, уже в ближайшее время будет рассмотрен Советом Госдумы. Об этом сообщил один из авторов документа, заместитель председателя думского комитета по обороне единоросс Франц Клинцевич.
«Первое чтение законопроекта пройдет скорее всего уже в январе», – подчеркнул Клинцевич. Вероятность принятия документа оценивается как довольно высокая. Судя по всему, на это дана санкция Кремля, хотя некоторые правозащитники сомневаются в эффективности подобных мер. Идею об обязательной явке в военкомат впервые обнародовал в 2009 году экс-руководитель Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-полковник Василий Смирнов. Тогда от получения повесток ежегодно уклонялось около 200 тыс. человек. Число уклонистов росло, и Генштаб решил поставить этому заслон. Василий Смирнов предложил организовать призывную систему так, как это делается в Израиле. Предлагалось, чтобы тот, кто нарушит это правило без уважительной причины, считался уклонистом в соответствии со статьей 328 УК РФ.
По данной статье за такое деяние предполагается либо наложение штрафа, либо лишение свободы до двух лет.
Эти инициативы были в штыки встречены некоторыми правозащитниками, но были поддержаны военными лоббистами из Федерального собрания. Идеи Смирнова поддержали и поддерживают практически все «военные» сенаторы и депутаты, в том числе глава комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров. Именно с участием Клинцевича и Озерова еще в 2011 году был подготовлен законопроект, в котором предлагалось изменить технологию призыва на военную службу. Но эти предложения почему-то были отвергнуты правительством в 2012 году.
Однако, как выяснилось, окончательно эти инициативы не были похоронены. Сейчас законопроект, коренным образом меняющий регламент призывной кампании, неожиданно стали поддерживать не только лоббисты армии и флота, но и все депутаты от партии власти. Источник «НГ» в думском комитете по обороне объясняет это недавним решением Кремля о формировании в стране новой системы военной подготовки студентов, когда после окончания вуза служба по призыву в армии для них станет необязательной. То есть российская элита, дети которой без проблем получают высшее образование, может спать спокойно. Уже в ближайшие годы в так называемый день Х в военкоматы за повестками на военную службу пойдет в основном нестуденческая рабоче-крестьянская молодежь. Но и в этой среде, конечно же, отказники есть. Этот факт, а также демографическая яма значительно снижают призывные возможности страны.
После реформ Анатолия Сердюкова военкоматы
оказались в сложном положении. Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото) |
Министр обороны Сергей Шойгу заявил на днях, что сейчас укомплектованность армии и флота составляет чуть более 82%, то есть каждая пятая должность вакантна. Но уже в 2014 году, по планам военного ведомства, этот показатель планируется довести до 95–100%. При этом доля контрактников, судя по последним заявлениям начальника Генштаба генерала армии Валерия Герасимова, увеличится не намного – с нынешних 225 тыс. до 241 тыс. человек. Значит, основная нагрузка при решении проблемы комплектования войск ляжет на призывников. Скорее всего, именно в связи с этим Госдума и инициирует новые правила призыва на службу, когда молодой человек сам должен являться в военкомат за повесткой. Есть большая вероятность того, что они заработают уже в весеннюю призывную кампанию 2014 года.
Полковник Анатолий Мосолов, долгое время возглавлявший один из подмосковных военкоматов, считает, что инициативы Госдумы о повышении действенности системы призыва очень своевременны и будут поддержаны местными властями и военными комиссариатами: «Это крайне правильное решение. Сегодня военные комиссариаты переживают не лучшие времена. После реформ, осуществленных бывшим министром обороны Анатолием Сердюковым, по штату в них не осталось офицеров, есть проблемы с финансированием, транспортом, большая текучка кадров. В таких условиях возможностей вручать повестки призывникам становится все меньше и меньше. А если призывник не расписался в повестке, он по закону не несет никакой ответственности за уклонение от службы. Мы все ждем и поддерживаем и инициативы депутата Клинцевича. Если они обретут силу закона, значительно увеличится количество призывников, направляемых в войска».
В свою очередь, член Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Кривенко в беседе с «Интерфаксом-АВН» назвал новый механизм оповещения призывников анахронизмом, который не будет исполняться на практике. «Этот возврат в мрачное прошлое напоминает гулаговскую систему, когда отбывший наказание гражданин должен был годами регулярно отмечаться в органах внутренних дел. Это нонсенс», – считает правозащитник. Член Общественного совета при Минобороны, ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова сказала «НГ», что не видит больших плюсов в связи с возможным принятием упомянутого. «Военкоматы порой находятся далеко от места жительства призывника. У него может не найтись средств, чтобы туда прибыть, как это предписывает законопроект», – считает она. «Механизм оплаты проезда призывников в военкомат, а также другие материальные, финансовые и организационные меры надо хорошо продумать. И лишь потом принимать такой закон», – уверена Мельникова.