План операции по безопасному вывозу сирийского химического оружия на картах Генерального штаба Вооруженных сил России. Фото автора
Россия возглавила боевую операцию по вывозу из Сирии химического оружия Дамаска. В ней, кроме кораблей российского ВМФ, участвуют также корабли ВМС Китая, Норвегии, Дании, датские и норвежские транспортные суда. Причем ее штабной координационный центр, в который входят офицеры названных стран и который возглавляет командир соединения российских кораблей капитан 1 ранга Олег Пешкуров, развернут на тяжелом атомном ракетном крейсере (ТАКР) России «Петр Великий». Об этом стало известно на первом в этом году селекторном совещании в Центральном командном пункте Генерального штаба, которое проводил министр обороны генерал армии Сергей Шойгу.
Задача наших моряков, как и их иностранных коллег, обеспечить безопасность процесса уничтожения сирийского военно-химического потенциала. С этой целью в Средиземном море развернута целая группировка Оперативного соединения ВМФ России. В нее, кроме ТАКР «Петр Великий», входят сторожевой корабль «Сметливый», средние разведывательные корабли «Приазовье» и «Адмирал Федор Головин», большой десантный корабль «Николай Фильченков» и суда обеспечения – танкер «Иман» и буксир «Алтай». От Китая в эту группировку выделен корвет «Янь Чен» (его позывной «Китайский дракон»), от Дании фрегат «Эсбем Снаре» (позывной «Дельфин»), от Норвегии фрегат «Хельге Ингстад» (позывной «Викинг»). Они сопровождают грузовые суда, на которые в порту Латакия загружаются емкости с сирийским химическим оружием и которые идут до итальянского побережья, где оно будет перегружено на датские и американские суда, где, как планируется, и произойдет утилизация боевых отравляющих веществ.
До Латакии из различных районов Сирии эта отрава доставляется по земле на транспортных средствах повышенной проходимости и повышенной защищенности, которые Дамаску опять же поставила Россия. С 18 по 20 декабря прошлого года силами Военно-транспортной авиации ВВС России с аэродрома «Чкаловский» было выполнено 38 вылетов 15 военно-транспортных самолетов Ил-76, которые доставили в воюющую страну 50 автомобилей «КамАЗ-5350-314» и 25 бронированных автомобилей «Урал-4320-31». Кроме того, сирийцам были переданы 20 цистерн для воды, 13 полевых кухонь и 52 армейские палатки.
7 января уже нынешнего года ТАКР «Петр Великий» в тесном взаимодействии с китайским сторожевиком «Янь Чен» выполнили задачу по обеспечению безопасности перехода датского специального судна «Арк Футура» с первой партией химического оружия на борту. При этом между кораблями, которые находились на определенном морскими уставами и боевыми наставлениями расстоянии друг от друга, поддерживалась постоянная радиосвязь, а все их действия тщательно координировались.
Людям, далеким от подобных забот военных моряков, кажется – ну что там сложного. Погрузили на судно бочки с отравляющими веществами, отошло оно от причала и направилось в указанный порт, что там за задача такая охранять его? Следуй за ним справа или слева, а то и спереди или сзади, и больше никаких проблем. Но все не совсем так или совсем не так. Обеспечение безопасности транспортировки химического оружия заключается не только в том, чтобы ядовитые жидкости никак не пролились, не попали в море или не отравили работающих с ними людей. Известно, как много желающих из среды международных террористов заполучить хоть килограмм или несколько кило этого отравляющего вещества для своих человеконенавистнических целей, сколько раз они устраивали провокации с применением такого оружия, чтобы обвинить Дамаск в коварстве и уничтожении мирных людей с помощью этой отравы. Нельзя исключить и их планов по срыву операции по вывозу этого оружия из страны или желания подорвать авторитет международного сообщества и стран, выполняющих задачу по вывозу из Сирии этого оружия и его утилизации. Радикальные исламские террористы могут пойти на любые провокации. И потому к операции привлечены только такие корабли, которые могут контролировать обстановку вокруг себя не только на море, но и в воздухе и под водой. А это круглосуточное дежурство всех задействованных в этой работе моряков. На каждом боевом посту.
То обстоятельство, что возглавить операцию по вывозу сирийского химического оружия Организацией Объединенных Наций и Организацией по запрещению химического оружия поручено России, ее военным морякам, с одной стороны, вызов, с другой – высочайшая ответственность. На кону стоит международный авторитет Москвы. И потому наше Министерство обороны, которому президентом Владимиром Путиным поручена эта работа, использует для ее выполнения все имеющиеся у него ресурсы. Сейчас в Средиземное море с Северного флота идет на смену «Петру Великому» и приданной ему группировке новый отряд кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов». В его эскорте большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко», большой десантный корабль «Оленегорский горняк», танкер «Кама», океанский буксир «Николай Чикер». А с Черноморского флота к ним на поддержку идут большие десантные корабли «Минск», «Георгий Победоносец», «Калининград», «Азов» и «Ямал».
Рассказываю об этом так подробно еще по одной, но весьма важной причине. О руководстве российских военных международной операцией по обеспечению безопасности вывоза сирийского химического оружия в западных СМИ не говорится ни слова.