Фото Reuters
Вчера впервые в истории двусторонних отношений в Каире в формате «2+2» глава МИД РФ Сергей Лавров встречался со своим коллегой Набилем Фахми, а министр обороны РФ Сергей Шойгу – с министром обороны и военной промышленности Абделем Фаттахом ас-Сисси, который является наиболее вероятным победителем президентских выборов в Египте. Как сообщают официальные СМИ, стороны обсудили ситуацию в сфере глобальной и региональной безопасности, а также перспективы дальнейшего развития отношений между странами, в том числе в военной и военно-технической сфере.Эти контакты в международном экспертном сообществе уже названы прорывными, открывающими новую страницу взаимоотношений между Москвой и Каиром, поскольку США приостановили помощь новому руководству и армии Египта. Заполнить вакуум берется Москва, которая готова на льготных условиях предоставить стране вооружений и военной техники (ВВТ) на сумму около 4 млрд долл. По данным источников «НГ», сверхльготными поставки ВВТ в Арабскую Республику Египет (АРЕ) станут тогда, когда Каир согласится подписать с РФ соглашение об использовании российскими ВМФ египетских портов. На неофициальном уровне сообщается, что такое предложение уже поступило нынешнему руководству Египта, с намеком на то, что подобное соглашение между Москвой и Каиром уже действовало в 1960–1970-х годах, когда у власти в Египте находились Гамаль Абдель Насер и Анвар Садат. В условиях, когда в Сирии идет гражданская война, использовать находящийся там (в Тартусе) российский пункт материально-технического обеспечения становится проблематично. И активизация военных отношений, в том числе и на море, с новым руководством Египта для России – вполне прагматичный шаг.
Видимо, не случайно к переговорам приурочен заход в порт Александрии ракетного крейсера «Варяг», который стал первым российским военным кораблем, посетившим Египет за последние два десятилетия. Хотя, как отмечает Ahram Online, 10 ноября представитель МИД Египта Абдель-Бадр Атти опроверг сообщение о возможности России создать военную базу в Египте. Он заявил, что это подорвет независимость и суверенитет страны. Между тем у Москвы в условиях непростой ситуации, складывающейся на Ближнем Востоке, когда осложнились отношения с Вашингтоном не только у АРЕ, но и у Саудовской Аравии и других арабских стран, шансы заполучить морскую инфраструктуру у Египта все же, видимо, есть. И заявление главы МИД АРЕ можно рассматривать как торг.
Такой вывод, к примеру, делает израильский портал DEBKAfile. Он сообщает, что перед визитом глав МИД и Минобороны России в Каир там в конце октября 2013 года побывал начальник Главного разведывательного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Вячеслав Кондрашов, который предложил разместить в одном из морских портов Египта российскую военно-морскую базу (ВМБ). DEBKAfile считает это вполне вероятным. И называет четыре точки, где может быть создана такая база: «Порт Александрия, порт Думьят на восточном рукаве Нила, Порт-Саид у места впадения Суэцкого канала в море и Розетта (Рашид) на западном рукаве Нила, в 65 километрах к востоку от Александрии». По мнению сайта, появление в любом из этих четырех пунктов российской ВМБ дает России контроль над важнейшей мировой транспортной артерией, то есть Суэцким каналом. Который к тому же используется США, чей флот присутствует как в Средиземном море, так и в Персидском заливе.
В обмен на такие преференции Египет может получить от России новейшие ракеты средней дальности, дающие возможность уничтожать цели в любом государстве Ближнего Востока и Иране. Кроме того, возможны сделки по модернизации советской техники, стоящей на вооружении армии АРЕ, закупки современных боевых самолетов, средств ПВО и т.п. По информации DEBKAfile, Москва также готова предложить Каиру долгосрочные кредиты для финансирования таких поставок. «Это избавило бы Египет от необходимости искать деньги, чтобы оплатить поставки, и не обращаться к Саудовской Аравии и Объединенным Арабским Эмиратам за помощью», – считает израильский информационный портал.
Не исключено, что Сирия для России – отработанный материал, а ставка Москвы на нового союзника – АРЕ – выгодна Израилю и Саудовской Аравии, которые, по сути, лишают Дамаск поддержки со стороны Москвы. Говоря об итогах переговоров, Сергей Лавров обратил внимание на тот факт, что «министры обороны не наведывались из Москвы в Египет уже 40 лет». И, по его словам, борьба с терроризмом и обеспечение мира на Синае станет основой взаимодействия с египетскими партнерами.
Абдель Фаттах ас-Сисси пришел к власти под лозунгами борьбы с терроризмом, который исповедуют исламские радикалы. В египетских соцсетях ас-Сисси считается продолжателем дела Мубарака. Генерал долго возглавлял подразделение личной охраны Мубарака. А жена Мубарака, Сюзанн Мубарак, была человеком, выбравшим ас-Сисси невесту.
По информации профессора стоматологического факультета Каирского университета доктора Хоссама ас-Сисси, кузена министра обороны АРЕ, Абдель Фаттах ас-Сисси женат на дочери известного египетского медиамагната Тарика Нура, который, по данным египетской оппозиции, спонсировал смещение Мурси. Нур организовывал акции протеста и был главным финансистом движения «Тамруд», собиравшего подписи за отстранение Мурси от власти. Во время июльского путча, когда армия взяла власть в стране, типографии Нура печатали всю необходимую мятежникам печатную продукцию и плакаты. Утверждается, что Тарик Нур – единственный египтянин, в собственности которого находятся средства глушения теле- и радиоканалов. Именно этим оборудованием пользовалась военная разведка в критические дни января 2011-го и июля 2013-го.