0
13643
Газета Воины и Армии Интернет-версия

06.08.2013 00:01:00

В аварии "Протона" обвинили конструкторов и технологов

Тэги: авария, роскосмос, авиастроение, глонасс


авария, роскосмос, авиастроение, глонасс Фото Reuters

Вчера состоялось заседание комиссии по расследованию причин аварии ракеты «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М» 2 июля. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, выступая на заседании комиссии, заявил, что необходимо выявить не только непосредственных виновников ЧП, но и «представить заключение о виновности и ответственности должностных лиц предприятий, (ракетно-космической. – «НГ») промышленности, космического агентства». Резко раскритиковав Роскосмос, Дмитрий Рогозин предложил объединить авиационную и космическую промышленность.
Еще недавно вице-премьер Рогозин предлагал реформировать космическую отрасль, но, похоже полностью разочаровался в способности нынешнего руководства Роскосмоса руководить и даже просто понимать задачи, стоящие перед отечественной космонавтикой. Свои мысли он выразил так: «Во-первых, вижу неэффективное управление. Во-вторых, избыточные мощности. В-третьих, мутное понимание целей космической деятельности».
Судя по его словам, Роскосмос реформировать бессмысленно, потому что там этого не хотят: «Функции заказчика, производителя и оператора космических систем до сих пор не разделены», – заявил вице-премьер. – Отрасль переразмерена и плохо управляется. Зарплаты невысокие – они и будут невысокими, когда у нас огромное количество предприятий занимаются одним и тем же, фактически параллельно, синхронно работают над реализацией одних и тех же задач». «И жалуются, что у нас спутники по ресурсу меньше, чем иностранные. И при этом отсутствует единая научно-техническая политика. Практически все предприятия у нас – натуральные хозяйства».
Глава Роскосмоса, бывший главком Космических войск РФ Владимир Поповкин высказал сомнения в однозначной вине работников Центра имени Хруничева, якобы установивших задом наперед датчики угловой скорости, из-за чего и случилась авария. А все потому, что работники категорически отказались признавать ошибку. Да и выводы экспертизы этого не доказывают. В них лишь сказано, что ошибка могла произойти. Но нет однозначных доказательств этой ошибки. От датчиков, похоже, не осталось вообще ничего, кроме оттисков на алюминиевых установочных площадках. Но там в результате страшного удара появилось много разных оттисков. И, судя по ним, вполне может оказаться, что датчики были установлены правильно, ведь эти оттиски комиссия не анализировала. Зато на предприятии-изготовителе, похоже, это заметили сразу.
Так что Владимир Поповкин сейчас основную вину за аварию «Протона» возлагает не только на изготовителей, но и на конструкторов с технологами. По его словам, конструкторы – единственные люди, которые знали, что проверить установку (датчиков) физически невозможно» и не предусмотрели возможность неправильной установки датчиков. «И вторая причина, на мой взгляд – это технологическая», – сказал Поповкин, пояснив: «Надо очень сильно изгаляться, чтобы узнать, где эти приборы установлены (на ракете. – «НГ»)».
Предыдущего руководителя Роскосмоса Анатолия Перминова сняли с должности после схожей аварии «Протона» с тремя спутниками «Глонасс-М». Владимир Поповкин отделался лишь выговором от премьер-министра Дмитрия Медведева 2 августа. Текст документа цитировали информагентства: «Объявить руководителю Федерального космического агентства Поповкину Владимиру выговор за ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей».
Но, видать, главу правительства одернули (а это позволительно лишь одному человеку), и он заявил, что к служебным делам выговор отношения не имеет. Там, надо полагать, полный ажур. Вина Поповкина в нарушении корпоративной этики, выразившемся в огромном количестве писем в правительство с требованиями увеличить бюджет Роскосмоса.
«Уменьшение объемов финансирования на закупки ракетно-космической техники не позволит обеспечить производство и запуск требуемого количества космических аппаратов системы ГЛОНАСС, что приведет к деградации орбитальной группировки: уже с 2015 года группировка может составить 22 космических аппарата (вместо 24)», – запугивает Поповкин.
В 2012 году Минобороны не захотело принимать в эксплуатацию систему космической навигации в связи с отказом одного из спутников. Однако представители Роскомоса заявили, что задержка произошла из-за неготовности ряда документов. Пошел уже восьмой месяц, а документы все еще не готовы. И все это время обслуживание системы ГЛОНАСС идет за счет средств Роскосмоса. И весьма сомнительно, что система заработает в нормальном штатном режиме до конца этого года.
Сейчас все основные создатели ГЛОНАСС отстранены от работы. Сначала в результате интриг и ложных обвинений был уволен генеральный конструктор системы ГЛОНАСС доктор наук Юрий Урличич, он же – генеральный директор ОАО «Российские космические системы» (РКС). Вот уже пять лет следователи и аудиторы безуспешно пытаются подкрепить доказательствами обвинения в хищении хоть каких-то денег.
Сейчас в ОАО «РКС» объявлен конкурс на замещение вакантных должностей всех заместителей генерального конструктора и заведующих отделениями. На сайте корпорации этого объявления нет. Оно было напечатано лишь в газете «Военно-промышленный курьер».
Все отстраненные специалисты занимались созданием ГЛОНАСС с самого начала. Кто продолжит их работу, поймет их идеи? Придут люди, задача которых будет состоять в другом – создании возможностей «экономии средств». На развитии ГЛОНАСС можно ставить крест.
Предложение Дмитрия Рогозина объединить авиастроение и космическую промышленность звучит как крик отчаяния. Но вряд ли эта попытка изменить ситуацию сработает. Избавить Роскосмос от нынешнего руководителя вряд ли получится. Так что остается лишь наблюдать за углубляющимся кризисом российской космонавтики.   

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1172
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1040
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1988
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
887

Другие новости