Фото Reuters
Внезапные проверочные маневры Вооруженных сил, которые в конце недели инициировал президент Владимир Путин, показали, что главным военным союзников России на юге станет Украина. Как следует из официальных сообщений МИДа этой страны, сделанных 28 марта, Украина – единственное государство, которое знало о некоторых деталях замысла предстоящих маневров. Для государств НАТО, Грузии и других причерноморских стран эти учения оказались неожиданными.Почти треть военных полигонов, стрельбищ и других военных объектов, задействованных в ходе учений, имели украинскую прописку. И на их использование Киев дал согласие.
Основная часть объектов Черноморского флота (ЧФ) по российско-украинскому договору от 1998 года дислоцируется в Крыму. Действия российских войск в Украине в процессе повседневной деятельности носят уведомительный характер. Но проверочные маневры по тревоге охватывают значительные контингенты войск и морских сил ЧФ и, конечно же, без согласия Киева проводиться не должны. Этим пользовался тогдашний президент Украины Виктор Ющенко, пытавшийся запретить, к примеру, внезапный выход наших кораблей из Севастополя для отражения агрессии Грузии летом 2008 года. На ЧФ вспоминают, что при Ющенко многие направления деятельности флота были парализованы.
Но времена меняются. И, похоже, в благоприятную для России сторону. Российские военно-дипломатические источники сообщают, что Москва проинформировала украинское руководство о замысле маневров на ЧФ и получила согласие на их проведение еще 22 марта, когда в российской столице с визитом находился начальник Генерального штаба – главнокомандующий Вооруженными силами Украины генерал-полковник Владимир Замана. Видимо, не случайно 28 марта после получения сигнала тревоги из Москвы в Севастополе была начата массовая погрузка личного состава и техники 810-й отдельной бригады морской пехоты на десантные корабли. Отряд кораблей ЧФ в составе больших десантных кораблей «Азов», «Саратов», «Николай Фильченков» и «Новочеркасск» в сопровождении охранения и судов обеспечения прибыл из Севастополя в назначенный район в акватории Новороссийска.
Из трех военных полигонов, где по тревоге проверялась боеготовность войск, один – Опук – находился близ Феодосии в Крыму (а полигоны «Раевский» и «Темрюк» – в Краснодарском крае). Здесь БДК высадили морской десант на необорудованное побережье. А самолеты морской авиации Су-24 выполнили задачу поддержки десантной операции с воздуха. Во время маневров самолеты действовали с аэродрома «Гвардейское», дислоцированного близ Симферополя. В то же время в морских учебных боях участвовали вертолеты Ка-27 и Ка-27ПС с аэродрома «Кача» (близ Севастополя). С разрешения украинского руководства у берегов Украины корабли охранения десантного отряда 30 марта провели морской бой с кораблями условного противника.
Активные военные маневры на юге страны и в Черном море Москва проводит по нескольким причинам. Меньше чем через год в Краснодарском крае пройдет зимняя Олимпиада. И ее безопасность надо учиться обеспечивать уже сейчас. Еще одна важная причина связана с возможным присутствием кораблей ЧФ в Средиземноморье и обеспечением там российских военных интересов. Но какой интерес тут Украины? Эксперты полагают, что, несмотря на экономические противоречия, у Москвы и Киева имеются общие взгляды в оценке общих военных угроз для двух стран.
«Общие угрозы могут быть связаны с территориальными притязаниями, присутствием на Черном море кораблей НАТО, действиями незаконных вооруженных сепаратистских и религиозных группировок, возможностью дестабилизации обстановки в тех или иных регионах со стороны третьих сил. В том числе раскручиванием новых цветных революций и т.п.», – считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков. По его данным, именно эти проблемы обсуждали 22 марта министр обороны Сергей Шойгу и глава российского Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов, встречаясь с Владимиром Заманой.
Отмечается, что в рамках совместной подготовки в 2013 году запланированы проведение российско-украинско-белорусского учения «Славянское содружество-2013» и российско-украинского учения «Фарватер мира-2013», участие представителей Вооруженных сил Украины в совместном учении с боевой стрельбой «Боевое содружество-2013», мероприятия черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия Blackseafor.
Оппозиционные движения на Украине не приветствуют сближение Москвы и Киева в военной сфере. Так, депутат Верховной Рады от партии «Свобода» Юрий Михальчишин рассматривает активные действия ЧФ в Украине как давление на его страну.
Украинский военный эксперт, ветеран разведки полковник Сергей Разумовский, как и Родюков, общие угрозы для Украины и России связывает с сепаратизмом и религиозным экстремизмом. По его мнению, подобное возможно в Крыму. «Крым может стать тем звеном, которое соединит мусульман на Кавказе и в Европе, – утверждает Разумовский. – Противопоставить им сегодня практически нечего. То, что делает ЧФ на учениях, – это попытка запугать и остановить… Но дело в том, что никто не собирается воевать с ЧФ теми методами и средствами, к которым они готовятся».