0
6912
Газета Вооружения Интернет-версия

02.11.2012 00:00:00

Подъемная сила "МиГа"

Дмитрий Литовкин

Об авторе: Дмитрий Викторович Литовкин - военный журналист.

Тэги: авиация, миг, вооружение, авиастроение


авиация, миг, вооружение, авиастроение Палубный истребитель МиГ-29К на заводском стапеле.
Фото Алексея Михеева

Рост производства проводится в интересах иностранных заказчиков и Министерства обороны России. Убедиться в этом удалось в ходе выездного заседания комитета Госдумы по обороне в подмосковных Луховицах.

Производственный комплекс корпорации «МиГ» в советские времена был рассчитан на выпуск сотен истребителей в год, но к началу 2000-х годов предприятие практически перестало собирать новые самолеты. Сегодня завод в Луховицах переживает второе рождение, связанное с освоением новых технологий и увеличением выпуска самолетов. В перспективе он должен стать самым современным авиазаводом полного цикла в европейской части России. Часть цехов еще заполняют зеленые токарные станки. Но рядом, через стенку, уже совсем иная картина: чистенький цех, новейшие цифровые станки-роботы, обрабатывающие детали будущих самолетов. Молодые рабочие в фирменных спецовках.

Масштабное обновление производства на «МиГе» связывают с созданием нового семейства истребителей МиГ-29К/КУБ и МиГ-29М/М2, а также перспективного истребителя поколения «4++» МиГ-35. Все эти машины объединяет то, что они спроектированы как новая платформа, имеющая большой потенциал для наращивания боевых возможностей в течение длительного времени на основе применения технологий, присущих самолетам пятого поколения. Новые истребители внешне похожи на классический МиГ-29. Однако это – абсолютно новые истребители с серьезными изменениями в конструкции фюзеляжа, бортового оборудования, а также используемых при производстве материалах.

– Композиты составляют около 15% от всей поверхности фюзеляжа, – объясняет один из работников предприятия, с легкостью поднимая с рабочего стола внушительную по размерам деталь крыла истребителя. – Он в два раза легче авиационного алюминия, в пять раз стали. При этом он на порядок их прочней. Применение композитов позволило существенно снизить сухой вес новых машин.

Экономия пошла на наращивание боевой нагрузки и запаса топлива. Если классический МиГ-29 мог нести 2,5 тонны подвесок, то корабельный МиГ-29К – 4,5 тонны, а перспективный МиГ-35 – более 6 тонн. Внутренние баки новых «МиГов» вмещают почти в полтора раза больше топлива. Кроме того, самолеты получили систему дозаправки в полете, что в совокупности с новыми ракетами класса «воздух-земля» позволяет решать задачи, ранее доступные лишь бомбардировщикам.

Внутренние изменения «МиГа» куда ощутимей. Например, на МиГ-29К/КУБ серьезно изменена механизации крыла, благодаря чему самолет получил возможность взлетать с укороченным разбегом и садиться с меньшей посадочной скоростью. На истребителе полностью реализован принцип «стеклянной кабины». Вместо аналоговых приборов – цифровые. Вся индикация выводится на цветные жидкокристаллические дисплеи. Вместо тяг управления – электронная система управления. На западе ее еще называют fly-by-wire (полет по проводам).

Бортовое оборудование самолета имеет открытую архитектуру, что позволяет быстро наращивать возможности самолета за счет интеграции новых систем и вооружения. Стоит современная БРЛС «Жук-МЭ», новейшие электронно-оптические обзорно-прицельные системы. Существенно повышена выживаемость в бою благодаря внедрению элементов технологии «стелс» и наращиванию возможностей бортового комплекса обороны за счет установки систем обнаружения пусков ракет и лазерного облучения.

Двигатели РД-33МК – существенно улучшенный вариант РД-33, которые устанавливались на классических МиГ-29. Благодаря доработке моторов их мощность возросла на 8%, была внедрена современная цифровая система управления FADEC.

У самолетов семейства МиГ-29К/КУБ/М/М2 есть еще одна особенность, которая повышает их привлекательность для заказчиков. Классический МиГ-29 был рассчитан на на 2500 летных часов и срок службы 20 лет. Новые «МиГи» могут служить без ограничения срока, а ресурс вырос до 6000 летных часов. Мало того, стоимость летного часа сокращена почти в 2,5 раза.

МиГ-29К/КУБ успешно сдали непростые экзамены на авианосцах «Адмирал Кузнецов» и «Викрамадитья», а также в морской авиации Индии. РСК «МиГ» выпускает их растущими темпами. В 2011 году корпорация сдала заказчику 12 машин, в 2012 году планируется выпустить 24 самолета. А в будущем, по словам генерального директора корпорации Сергея Короткова, темп производства планируется довести до 36 истребителей в год.

– Мне кажется, что мы несколько увлеклись тем, что поставили так много МиГов зарубежным заказчикам, пора вооружать собственную армию, – в шутку посетовал после осмотра производства председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.

Сергей Коротков заметил, что это пожелание уже воплощается в жизнь. На предприятии уже приступили к производству МиГ-29К/КУБ для морской авиации ВМФ России, по контракту, подписанному в марте 2012 года. Все технические проблемы, связанные с разработкой самолета, уже решены.

– Мы выполнили второй этап испытаний на корабле. Мы выполнили его полностью. Государственный заказчик подписал протокол, что мы выполнили эту работу и корабль для дальнейших испытаний нам больше не нужен, – подчеркнул Сергей Коротков.

Успехи в ходе морских испытаний МиГ-29К/КУБ как нельзя лучше отражают общую ситуацию на «МиГе», которая по всем параметрам выходит на одну из передовых позиций в отрасли. На базе МиГ-29К/КУБ созданы и серийно выпускаются истребители аэродромного базирования: одноместный МиГ-29М и двухместный МиГ-29М2. Серийный вариант последнего в 2012 году с успехом демонстрировался в Казахстане, Сербии и Словакии. На праздновании 100-летия ВВС России публика увидела МиГ-29М2 в совместном полете с истребителем пятого поколения ПАК ФА. В перспективе – появление еще одной новинки – истребителя МиГ-35 – многоцелевой российский истребитель поколения «4++».

В состав его вооружения входит новейшая радиолокационная станция с активной фазированной решеткой «Жук-АЭ». Во время испытательных полетов МиГ-35 с новой бортовой РЛС были проверены все режимы ее работы по воздушным и наземным целям как в задней полусфере, так и в ближнем бою. Радар обнаружил и вел три воздушные цели на дальностях до 148 км. Что полностью подтвердило его соответствие современным – заданным тактико-техническим требованиям, включая успешные стрельбы ракетой класса «воздух-воздух». Подтвердив, что боевые показатели истребителя приближают его к моделям пятого поколения. По словам Сергея Короткова, покупка этих машин уже прописана в Госпрограмме вооружения до 2020 года. И будет поставляться в строевые части начиная с 2014 года.

– Машина есть, она готова, довольно умная и грамотная, современная, – подтвердил председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов.

По мнению экспертов, по своим боевым возможностям, летно-техническим и эксплуатационным характеристикам новые «МиГи» как минимум не уступают современным зарубежным истребителям поколения «4+» и «4++», которые выпускаются серийно и поступают на вооружение США (F/A-18E/F) и западноевропейских государств («Рафаль», «Тайфун», «Грипен»). А по соотношению «эффективность/стоимость» МиГ-29К/КУБ/М/М2 – это одно из самых перспективных предложений на мировом рынке. Тем более в ситуации прекращения производства «Мираж 2000» и ожидаемого ухода с рынка истребителя F-16 у российского самолета просто не будет западных конкурентов в рыночной нише недорогих истребителей легкого/среднего класса.

Как отмечают представители корпорации «МиГ», к МиГ-29М/М2 есть предметный интерес со стороны заказчиков в странах СНГ и Южной Европы. Индия, получив 16 МиГ-29К/КУБ, заказала еще 29 таких истребителей. В контексте той же Индии «МиГ» выполняет контракт по модернизации 63 индийских МиГ-29 по стандарту МиГ-29UPG. В ее рамках на самолетах будут установлены БРЛС «Жук-МЭ», что позволит продлить срок службы истребителей еще на 20 лет. Портфель экспортных заказов корпорации уже сейчас составляет на МиГе 4,4 млрд. долл. и есть хорошие перспективы его дальнейшего увеличения.

Модернизация производства в Луховицах говорит о том, что корпорация намерена серьезно бороться не только за внешнего, но и внутреннего заказчика. Успех реализации программы создания палубного истребителя МиГ-29К/КУБ позволяет надеяться на сохранение в составе Военно-морского флота единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и существенного повышения его боевого потенциала. Новые палубные истребители делают логичными дальнейшие планы создания в России авианосного флота. МиГ-29М/М2 позволят сохранить сухопутную группировку легких истребителей. А появление МиГ-35 вплотную приблизит ее по боевым возможностям к истребителям 5-го поколения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
503
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
322
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
2250
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
1754

Другие новости