0
3120
Газета Вооружения Интернет-версия

30.07.2010 00:00:00

SSJ-100 и МС-21: еще не выпускаются, но уже продаются

Дмитрий Литовкин

Об авторе: Дмитрий Викторович Литовкин - военный обозреватель газеты "Известия", специально для "НВО".

Тэги: фарнборо, авиасалон, авиация


фарнборо, авиасалон, авиация «Фарнборо-2010» был представительным и успешным для России.
Фото Reuters

Миллиардные контракты, десятки поставляемых на экспорт самолетов. Таков итог работы крупнейшего аэрокосмического салона «Фарнборо-2010» в пригороде Лондона для российских производителей авиационной техники. Этот салон считается Меккой для всех производителей авиационной и космической техники, поскольку именно здесь определяется будущее отрасли на многие годы вперед. Говорят, что экспонироваться на «Фарнборо» – значит показать всему миру не только, кто ты есть, но и что ты реально можешь.

Только на этом салоне можно увидеть все самое перспективное, что смогли изобрести конструкторы авиационной техники за прошедшие с момента прошлой выставки два года. Именно по этой причине можно считать знаковым факт, что впервые за весь постсоветский период страна смогла предложить иностранным покупателям не только боевые, но и вполне конкурентоспособные гражданские самолеты.

КРИЗИС САЛОНУ НИПОЧЕМ

Несколько лет назад американцы выбрали «Фарнборо» стартовой площадкой для первой мировой премьеры истребителя пятого поколения F-22 Raptor. Нынешний салон в «Фарнборо» стал первым местом, куда впервые перелетел через Атлантику «самолет мечты» – детище корпорации «Боингов» – Boeing 787 Dreamliner. Рядом с ним стоит еще одна новинка – европейский Airbus A380. Последние годы «Фарнборо» – это еще и арена ожесточенного противостояния двух мировых авиагигантов: американского «Боинг» и европейского «Эйрбас». Пассажирские и военные самолеты обеих компаний полностью занимают собой не только летное поле аэродрома, но и небо над ним.

Boeing позиционирует свою машину как самую технологичную – одна треть создана из сверхлегких композитных материалов, еще треть – из российского титана (контракт на сумму более 1 млрд. долл. был подписан в 2007 году). На Урале работает совместное российско-американское предприятие Ural Boeing Manufacturing по производству титановых деталей для «лайнера мечты». Airbus говорит о самом вместительном лайнере всех времен и народов – за раз A380 перевозит на двух палубах до 800 пассажиров.

В споре гигантов Россия стоит в стороне. Два года назад компания «Сухой» привезла сюда макет салона своего нового пассажирского авиалайнера Sukhoi SuperJet-100. А в этом году «Сухой» участвует в летной программе аэрошоу со своим лайнером. В шале, казалось бы, российской компании SuperJet International неожиданно обнаруживаешь: здесь никто не говорит по-русски. Языки общения – от английского до итальянского. Оказывается, маркетингом нашего перспективного авиалайнера на мировом рынке занимается совместное предприятие «Сухого» и итальянской Alenia Aeronautica. Итальянцы работают с размахом. Под их ответственностью – рынок сбыта и технического сопровождения нашего перспективного авиалайнера Sukhoi SuperJet в Америке и Европе.

– Возрос ли интерес к самолету после того, как «Сухой» стал показывать «Суперджет» на авиасалонах? – спрашиваю директора по коммуникациям SuperJet International Джакомо Перфетто.

– О, конечно! – с итальянским темпераментом отвечает он. – Клиенты должны видеть, что покупают. В России очень хорошая инженерная и дизайнерская школа. Super Jet просто красивый самолет. В аэрокосмическом бизнесе это очень важно.

На выставке Super Jet позиционируют как самый экологичный пассажирский самолет. Не случайно шале SuperJet International выполнено в бело-зеленых цветах. В качестве подарка гостям и партнерам здесь вручают «офисный газон» – маленькую коробочку, внутри которой картинка с изображением нашего лайнера и пакетик с семенами травы (их можно высадить в этой же коробочке). Такой вот оригинальный способ продвижения «товара» на мировые рынки.

Насколько эффективным оказался маркетинговый ход? Sukhoi SuperJet-100 во вторник получил заказ сразу на 30 самолетов в базовой комплектации. «Гражданские самолеты Сухого» подписали твердый контракт с Kartika Airlines (Индонезия) на сумму 951 млн. долл. Поставка самолетов запланирована на период 2012–2015 годов. Всего же в рамках «Фарнборо», как заявил глава компании «Сухой-МиГ» Михаил Погосян, на лайнер есть 130 твердых заказов.

Впрочем, в этот раз все внимание приковано не только к нему. Россия пытается удивить авиационный мир масштабной презентацией одного из самых амбициозных проектов последнего времени – пассажирским среднемагистральным авиалайнером МС-21. Этот проект призван бросить вызов Airbus и Boeing с их А320 и Boeing 737. Впервые в отечественной практике самолет будет делаться полностью по западным стандартам с учетом мировых тенденций и реального спроса на рынке. По данным маркетинговых исследований, наибольший объем перевозок в России приходится как раз на маршруты малой и средней дальности – до 4000 км. На них сегодня летают российские Ту-154 и Ту-204, европейский Airbus A320 и американский Boeing 737. Это 40% всего объема воздушных перевозок в стране. За эту «долю», собственно, и собираются побороться российские конструкторы. Поэтому подход к презентации авиалайнера на «Фарнборо» – сродни планам по завоеванию мирового господства: отдельный ангар-павильон, внутри 20-метровые элементы конструкции будущего самолета: пассажирский салон, кабина пилотов, кухня и туалет.

– Для авиакомпаний самолет – это прежде всего средство зарабатывать деньги, – рассуждает глава корпорации «Иркут» Олег Демченко. – Проблемы существующих отечественных самолетов связаны с тем, что они создавались в первую очередь как летательные аппараты. В этом качестве они не уступают, а зачастую и превосходят западные лайнеры. Однако проектировались российские самолеты в тот период, когда экономические требования отечественных и западных компаний существенно различались. Именно поэтому сегодня российские лайнеры уступают западным по главному для авиакомпаний качеству – экономической эффективности эксплуатации. Мы видим свою задачу в снижении операционных расходов на эксплуатацию.

Просчитанное снижение непосредственных расходов для МС-21 составит 12–15%. Добиться этого хотят за счет меньшего расхода топлива. У МС-21 этот показатель будет как минимум на 20% ниже, чем у самолетов его класса. Достигается это благодаря применению в самолете не имеющего аналогов на сегодняшний день двигателя компании Pratt & Whitney PW1400. Основная особенность американского двигателя – в применении редуктора. Это устройство разрешает противоречие: эффективная турбина должна вращаться быстро, а эффективный вентилятор – медленно. В редукторном двигателе каждый элемент работает на оптимальных оборотах, что обеспечивает более чем 20-процентную экономию топлива по сравнению с лучшими традиционными конструкциями.

– В цифрах это означает, что компания-эксплуатант будет экономить на каждом самолете МС-21 до 45 миллионов рублей, – рассказал вице-президент Pratt & Whitney по новым двигателям Роберт Сайа. – Представляете, сколько сможет экономить только один «Аэрофлот», если купит такие самолеты.

По словам Сайа, Pratt & Whitney будет непросто поставлять двигатели «Иркуту». В перспективе – серьезные инвестиции в развитие двигателестроительных предприятий Перми, где компания владеет 25% акций. Это означает в том числе и передачу российским производителям новейших достижений в области двигателестроения.

Олег Демченко уверен, что превосходство МС-21 и в более совершенной аэродинамике, отработанной специалистами инженерного центра корпорации «Иркут» и учеными ЦАГИ. В частности, на МС-21 должны применяться крыло большого удлинения и новые, сверхкритические профили крыла. В отличие от конкурентов МС-21 будет еще и легче. Добиться этого удастся за счет рекордного для России применения композитных материалов в конструкции самолета (их доля составит 40%).

БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ

Программа МС-21 предусматривает создание семейства ближнесреднемагистральных пассажирских самолетов, имеющих широкие эксплуатационные возможности и ориентированных на российский и мировой рынок гражданских воздушных судов. Семейство включает три самолета: МС-21-200 (150 мест), МС-21-300 (181 место), МС-21-400 (212 мест). Для каждой модификации МС-21 предусмотрены версии с обычной (3500 км) и увеличенной (5000 км) дальностью. В дальнейшем могут появиться и дальнемагистральные версии (до 7000 км).

Новые возможности для авиакомпаний создает выбранный конструкторами «Иркута» диаметр фюзеляжа. Он на 10–20 см больше, чем у существующих машин. Казалось бы, немного. Однако для авиаперевозчиков это создает новые возможности. Например, за счет более широкого прохода, в котором два пассажира смогут разойтись друг с другом. В результате на 30% сокращается время посадки/высадки пассажиров. В пересчете на время это несколько минут, но минуты и для пассажиров, и для перевозчиков складываются в часы, а в конечном счете первые «экономят» нервы, вторые – сотни тысяч долларов. Для «Иркута» все это вылилось в подписание контракта с малайзийской компанией Crecom Burj Resources на поставку 50 среднемагистральных авиалайнеров нового поколения МС-21 на сумму превышающую 3,4 млрд. долл.

НЕ ТОЛЬКО АВИАЛАЙНЕРЫ

Малайзийцы давно сотрудничают с «Иркутом» в области военных программ. Наш самый современный истребитель Су-30МКМ состоит на вооружении ВВС этой страны. Сейчас Москва рассчитывает принять участие в еще одном тендере на поставку истребителей. Теперь «Иркут» станет также поставщиком гражданской продукции для этой страны. Подобных сделок у нашего авиапрома не было за весь постсоветский период.

Представитель госкомпании «Рособоронэкспорт» Александр Михеев сообщил, что до конца года, возможно, будет подписан первый контракт на поставку новейших истребителей Су-35 Ливии. Принято решение о глубокой модернизации поставлявшихся в Индию истребителей Су-30МКИ. Машины должны поменять бортовую электронику, радиолокационный комплекс, на них будет интегрирован новый комплекс ударного вооружения – совместная российско-индийская разработка сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос». Не менее радужные перспективы и у наших вертолетов. Объем портфеля заказов на них приблизился к сумме в три миллиарда долларов. А покупают их теперь даже американцы. Так, МИД России и руководство НАТО ведут активные переговоры о поставках наших винтокрылых машин для коалиционных сил в Афганистане.

Рецепт сегодняшнего успеха, как ни парадоксально, достаточно прост: взять самое лучшее, что есть в мировом авиастроении и использовать в собственных самолетах. Так поступил «Сухой» с SSJ, так сделал «Иркут» в МС-21. Смысл всего – быстро создать перспективную, опережающую конкурентов машину, сертифицировать ее по западным стандартам и предложить на рынок. Прошедший «Фарнборо» это, собственно, и подтвердил. Дал, как никогда, почувствовать, что наша авиационная промышленность начинает набирать высоту. Только гражданских контрактов «Сухой» и «Иркут» уже набрали на 270 машин – это миллиарды долларов, которые обеспечат нам дальнейший технологический рост.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1176
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
951
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1513
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1232

Другие новости