0
372
Газета Архивные материалы Интернет-версия

01.10.2008 00:00:00

Кайф совместности

Тэги: каменькович, крымов


Евгений Каменькович: Когда основоположники фоменковские, те, которые первыми пришли в театр, учились в ГИТИСе, звезды тогда так сложились, как не бывает. Параллельно я преподавал на ОЧЕНЬ неслабом курсе Анатолия Васильева. Я присутствовал, как мне кажется, при рождении удивительных людей. Когда и те и те закончили, мне казалось, что преподавать дальше и вообще ничего нового сделать уже нельзя, что я всё, что мог, им сказал. Хотя я там был не самым главным человеком. И правильнее уйти. Но пришли следующие ≈ они оказались не слабее. Потом ≈ следующие┘ А сейчас я рад этим странным пертурбациям, которые произошли в недрах ГИТИСа. И очень благодарен гитисовскому начальству и Серёже Женовачу, который, наверное, первый это придумал. Куда дальше развивать режиссёрский факультет? Я не очень знаю. Но благодаря тому, что появился Крымов, появилось новое дело┘ Крымовцы ≈ наверное, так правильнее говорить... Мы договорились, что целый сезон будем существовать параллельно. То есть мы будем как-то вместе, но только сейчас начинается основная работа. А что для этого надо? Мне кажется, надо забыть всё, что ты знал раньше. Я в этом твёрдо убежден. Парируйте!

Пауза.

Дмитрий Крымов: Ну, я не знаю. Мне тоже кажется, что надо обладать каким-то сумасшедшим опытом, который дает нам практика реального театра и который позволяет тебе забраться на крышу дома и думать, что ты полетишь почему-то в новое. Если новое воспринимать как новое с неизвестным результатом. Или же надо обладать абсолютными безрассудством и глупостью. Только как эти две вещи совместить? Для меня всегда Пикассо был фантастическим┘

Евг.К.: Правильно! Конечно!

Д.К.: ...примером того, как до детства он долез через мастерство.

Евг.К.: Юрий Петрович Любимов, говорят, всегда хотел сделать спектакль о Пикассо, пройти все периоды. Не могу сказать, что очень пристально следил за тем, что делал предыдущий Димин курс. Естественно, как всякий театральный человек Москвы, ходил, смотрел┘ Но вот был момент ≈ когда Димин предыдущий курс в Центре Мейерхольда выступил┘ Не помню, как это называлось┘ класс-концерт? Творческий отчет?

Д.К.: Мастер-класс.

Евг.К.: Да, мастер-класс! В фойе были выставлены┘ не знаю, как это назвать. Фантазии... Макеты не макеты┘ И Саша Боровский, мнением которого я КРАЙНЕ дорожу, ходил, ходил┘ А Саша ≈ человек достаточно жёсткий. Я говорю: «Ну, скажи что-нибудь!» Он думал-думал и сказал потрясающую фразу: «Я завидую их свободе». Он завидует. А я, как главный специалист в мире по «Двенадцатой ночи», до сих пор помню ≈ давайте назовём всё-таки это макетом ≈ макет Веры Мартыновой. Два торса, обвязанные веревками┘ Я бы там разыграл спектакль просто в секунду. И поэтому я счастлив, что теперь это можно наблюдать чаще, чем удаётся другим... Но я знаю, что Дима делает сейчас всё по-другому и программа абсолютно другая. Самое главное: программа другая!..

Я очень люблю спорт. Слежу за успехами юношеской сборной России по футболу... Дима спорт не любит. А я там знаю всех. И мне кажется, что некоторых людей в театральном деле можно отслеживать до начала. У нас началом считается окончание какого-нибудь театрального вуза и так далее...

Д.К.: То есть начало ≈ это конец┘

Евг.К.: Да-да-да. А мне кажется, надо отслеживать до начала. Мне вообще кажется, что в нашем деле начало ≈ самое главное. Для меня начало ≈ это вступительные экзамены. Это вообще, на мой взгляд, самый прекрасный период в жизни. Потому что иногда бывает так, что люди на вступительных настолько хороши, что потом они до этого уровня не могут дотянуться. Потом начинаются суровые ученические будни: кто-то вырастает, кто-то нет... У нас на вступительных люди успевают за месяц промолоть совершенно гигантский художественный материал. Ну, они разве что спектакли не ставят, но всё остальное делают: огромное количество этюдов, отрывков┘ Начало там.

Д.К.: Я не знаю. Я нахожусь в каком-то дурацком моменте, когда мне чего-то очень хочется, чего-то я очень боюсь, к чему-то я уже привык. Одновременно всё как-то немножко начинает уже надоедать ≈ вот этого я очень боюсь, потому что когда надоедает, я бросаю и начинаю новое. Но я не хочу, чтобы мне надоело то, чем я сейчас занимаюсь... И никто не понимает, чем мы собираемся заниматься...

Евг.К.: Кроме нас.

Д.К.: Я понимаю. И Женя понимает. Хотя и мы ни о чем не договаривались... Зачем? Ну как... Вот когда музыканты собираются, о чём они договариваются? Я думаю, это самый главный вопрос: ЧТО мы начнём играть нашими скрипками... То есть нашими группами. Тогда возникнет... или ≈ да, или ≈ нет. Станет понятно, об одном ли джазе мы ведём речь.

Евг.К.: Мы же не Монтекки и Капулетти будем!

Д.К.: Очень хочется думать. Хотя опасность есть. Опасность везде. Как мне говорили, когда я учился водить машину, одно из правил┘ Я всё время должен представлять худшее, что может случиться здесь, в этой ситуации. И я всё время во время езды проецирую себе возможные катастрофы... Я, например, могу назвать десять причин, по которым у нас может ничего не получиться, и одну, по которой может получиться. Назвать одну? Или десять?

Евг.К.: Лучше одну!

Д.К.: Хорошо ≈ по одной. Может не получиться, потому что мы с Женей разные. Станиславский и Немирович-Данченко ≈ уникальный случай, но и у них в конце концов не получилось... Собственно вторая часть ≈ позитивная ≈ состоит из одной надежды: она в том, что нам обоим очень хочется, чтобы получилось. Потому что если ориентироваться на десять других, то это не должно получиться. Потому что очень не хочется это перевести в такое о-б-р-а-з-о-в-а-н-и-е. Вот я Додина как раз прочитал в вашем журнале. Он про образование очень хорошо говорит┘

Евг.К.: Это я читал! Толково очень!

Д.К.: Додин говорит ≈ нужно провоцировать человека учиться быть удивлённым. Это очень хорошая фраза. Как их открыть? Вот если Женя откроет своих, а я открою своих, то они должны войти друг в друга, как две расчёски. Но чтобы это получилось, это не только мы должны быть открыты, не только эту открытость должны им санкционировать, но просто взять палку┘ Конечно, добром, любовью, интересом ≈ это всё понятно, но: они ДОЛЖНЫ быть открыты. Я думаю, про профессию режиссёра: в общем, довольно авторитарная личность должна быть┘

Евг.К.: Да!

Д.К.: Этого нельзя отнять. Но при этом как сделать, чтобы не пришлось ждать 20 лет, пока он обретёт пикассовскую мудрость и детскость уже на другом этапе? И как совместить, чтобы он был и защищён, и беззащитен к чужим идеям, открыт?.. Их пока страшно оставлять друг с другом. Это как кошку и собаку, лисицу и кролика, даже двух птичек. Они могут подраться, а надо ведь их как-то научить дело делать вместе... Один принесёт одни идеи по поводу Шекспира, другие ≈ другие. Какие-то будут лучше, какие-то хуже. Это же я представляю, что будет! Ведь каждый будет защищать своё и не видеть хорошее в другом. Это же рефлекс.

Евг.К.: У меня была такая идея, что вначале мы реализовываем замыслы режиссёра, а потом реализуем замысел художника┘

Д.К.: Я настоял на том, чтобы это не было так, и Женя согласился. Я не хочу, чтобы художники даже на самом маленьком отрезке воспитывались как обслуживающие режиссёров. Сейчас мне интересна какая-то совместность, и непонятно, откуда что вырастает. Я не знаю, что из этого получится. Может, ничего. Как бы то ни было, я могу делиться только тем, что мне интересно сейчас. Тогда возникает какой-то азарт. И у меня, и у них.

Евг.К.: Меня очень напугало в нашем будущем начале, что художники замечательно без нас прожили. Замечательно! И я проклинаю всё на свете, что их два зачёта видели крошечное количество человек ≈ сорок, ну, восемьдесят ≈ поскольку два было зачёта.

Д.К.: А меня напугало то, что режиссеры прожили без нас. Но они должны были прожить самостоятельно год, чтобы немножко почувствовать собственную значимость. Но вот спроси у режиссёра: тебе нужен сейчас художник? Они скажут...

Евг.К.: Нужен!

Д.К.: Нужен, но потому только, что в голове это есть, а не, так сказать, в теле. А художников: тебе нужен режиссёр? Да зачем? Мы сами можем... Вы знаете, когда человек жонглирует одними шариками, он ≈ м...к. Он одноплановый фокусник...

Евг.К.: Он не фокусник ≈ жонглёр.

Д.К.: А нужно быть фокусником, жонглировать всем и прийти к шарикам, скажем. А уметь-то нужно всем. К шарикам надо прийти. Вот, скажем, Маша Трегубова ≈ она же умеет жонглировать разным. Не только театром художника. Она первая сказала мне: «Дмитрий Анатольевич, давайте больше не рисовать на сцене ≈ это становится скучным».

Евг.К.: Да-да-да (смеется).

Д.К.: Я говорю: «Хорошо, Маша, не будем. Придумаем что-нибудь другое». Первая сказала ≈ я ещё даже не подумал об этом.

Евг.К.: А хорошо рисовалось!

Д.К.: Хорошо рисовалось, и можно было даже раза три ещё это поделать. Услышав это, мне стало стыдно, что я этого не заметил первым. Вообще каждый повтор плох. Почему в Центре Мейерхольда мы это сделали? Мы сделали аналог импровизации, которая случилась у нас в Таллине на мастер-классе. Вот там у нас была колоссальная импровизация. Колоссальная! До того я поссорился со всем курсом. Мы несколько дней не разговаривали. Они мне стали говорить, что репетиции необязательны, что мы и так все знаем...

Евг.К.: Надо было показать им книжку Эфроса┘

Д.К.: Я показал такую им книжку ≈ мало не покажется. «Майн кампф». Но и они мне показали. В общем, так мы показали, что я ночью в туалете сидел и писал им письмо. Мы жили в одном номере, поэтому там писать было нельзя. Утром прочитал Адольфу Шапиро, который жил вместе с нами. Он сказал: «Хорошее письмо ≈ отдавать не надо». Я говорю: «Хорошо». Пошёл и отдал. И мастер-класс через два часа! Они за два часа подошли ко мне, Вера и Маша, и говорят: «Дмитрий Анатольевич, у нас есть предложение по поводу мастер-класса...» Я как кинулся их обнимать ≈ понял, что это примирение. И побежал обниматься ко всем. И они сымпровизировали! Они сказали: «Вы там не обращайте внимания на нас, мы будем десять минут говорить, а потом можете не оглядываться». И это было божественно! И то, как это там было, как они вошли┘ в общем, нельзя дважды одно и то же делать.

Евг.К: При этом опыт учитывается. Надо идти дальше, учитывая сделанное. Когда «фоменки» учились, те, самые первые... Я не понимаю, почему там было сто процентов поэзии, которой мы занимались целый год!? Я до сих пор не понимаю, почему тогда так всё сложилось, но люди все буквально летали. Просто летали. У меня есть такой штамп, что Михаил Буткевич просто научил нас летать. Я пытался им это передать, и буквально в каждом этюде им не хватало места. И они вылетали... Для меня был важен один комплимент, я очень им горжусь. Я был в полном восхищении от двух зачётов Диминых, но у нас был свой зачет зимой. И нам сказали: «Ну вот, видите, с крымовцами учитесь ≈ и сразу какие результаты!» Все были уверены, что художники приложили руку... Хоть мы вместе и не работали, я твёрдо уверен, что влияние есть. Я не знаю, растирают ли они друг другу краски, помогают ли, подносят что-то... Трогательно, что сценогр┘ художники, прости! ≈ они требуют, чтобы им ввели сценическое движение, а у меня есть несколько человек на курсе, которые спрашивают: «Когда у нас будут уроки живописи?» На полном серьёзе. Причём это не любительщина ≈ люди действительно очень хорошо рисуют.

Д.К.: Всё, что мы затеяли, не имеет гарантии...

Евг.К.: Конечно!

Д.К.: В этом и интерес. Плохо, что тут все чего-то ждут...

Евг.К.: Это ужасно!

Д.К.: Это ужасно, но это легче, чем собственное состояние. Ну ждут и ждут, не ждут и не ждут. Я сам от себя чего-то жду. Пока ещё. Это было и тогда, и сейчас. Это мы ввязались в такую историю. Через всякие катаклизмы и неприятности родилась такая художественная авантюра. В результате я очень рад. Но гарантий никаких нет. Это так будоражит. Всё время заставляет искать каких-то ступенек, каких-то кочек, чтобы даже не опереться, а подтянуться. А тут ещё: вроде бы экспериментальный курс, созданный ради того, чтобы они были вместе, так им не хватает времени на то, чтобы быть вместе. Настолько программы, спущенные Министерством образования или кем-то ещё, занимают много времени ≈ целый день, с 9 утра до 11 вечера. Даже некогда в театры ходить ≈ это безобразие! Мы думаем уже пойти ва-банк и отменить всё. Эксперимент ведь! Отменить физкультуру, родную речь, русский язык, математику, что они там ещё изучают дурацкого?.. Потому что они пришли сюда для того, чтобы встретиться и быть вместе┘ Нужны какие-то рискованные ходы для осуществления рискованной затеи. Она не удастся, по-моему, если идти стандартными путями... И терпение важно. Наверное, хорошо, когда сразу и красиво. Но ведь так не бывает... И я не знаю, что такое: сразу и красиво. Я работал 15 лет театральным художником и 15 лет, запершись в мастерской, писал картины. Я не знал такого счастья, как поставить спектакль. Было как-то хорошо, нормально, по-своему, может, красиво, но не было того, что сейчас у меня внутри. Может, если что-то у нас и получается, то ≈ из настроения фантастического, из этого счастья...

Евг.К.: Я считаю, всё, что происходит, ≈ к лучшему. Если мы всегда в нашем царстве говорили про одно направление, то вот уже второй курс у Олега Кудряшова ≈ ОЧЕНЬ толковые ребята. Я прыгаю, честно говоря, от радости! Они очень молодые, и они классные! У Олега Львовича всегда были потрясающие актёры, а сейчас ещё и режиссёры стали появляться!

Д.К.: Я видел прогон Островского у Кудряшова┘ не знаю, кто чего ждёт от нас, но то, что я знаю, что «кудряши»┘

Евг.К.: Это-то точно будет!

Д.К.: И это нервирует, в струне держит и будет держать, конечно! Конкуренция очень сильная┘

Евг.К.: Мальчик показал сцену Аксюши и Петра на трёх палочках!

Д.К.: Они говорили с каким-то говором... Объясняются в любви. Ой, так страшно! Такой Русью повеяло, Боже мой! Оказалось, нужно в предложении поменять два слова. Подлежащее и сказуемое┘ А ты через это, как через каплю, увидишь Россию, любовь┘ эти Ромео и Джульетта дурацкие такие наши. Это всегда была проходная сцена... Просто потрясающе!

Д.К.: А у Женовача режиссура┘

Евг.К.: Да-а! У него сейчас мощнейшая группа! Мне очень нравится, когда у других получается. У нас на третьем этаже (на третьем этаже ГИТИСа занимаются актёры и режиссёры. ≈ )С() что-то хорошее сейчас происходит... Вы видели Бунина? Вы не видели Бунина?! Как же так?! Они сделали по Бунину вроде по речи спектакль, но они его играют. Они САМИ сделали три спектакля. Ничего себе?!

Д.К.: Вот. А гарантий нет никаких.

Евг.К.: Нету. Я уверен был, что из предыдущих «кудряшей» получится театр, но не сложилось. Но театры могут рождаться и по-другому... Как Коля Рощин появился? Жалко, что сейчас он не выруливает, но после «Пчеловодов» я долгие годы ждал, когда он что-нибудь сделает, потому что он не похож ни на кого... Я уверен, что надо собрать компанию сумасшедших этому монстру Епифанцеву, чтобы он делал свой театр. Этого не будет никогда, но он тоже ни на кого не похож┘

Д.К.: Что касается нашего курса, то мы ведь должны (слово-то какое «должны») не сделать какой-то новый театр...

Евг.К.: Конечно, не это.

Д.К.: А научить их общаться друг с другом и рождать идеи в парах.

Евг.К.: Самое сложное!

Д.К.: Не в одиночку, что тоже трудно, а в паре. То есть услышать здравый смысл и зерно какое-то у другого, развить его, принести и хорошо отнестись к добавке твоей. То есть суп варить вдвоем. Хозяйка обычно на кухне бывает одна. Она злится, когда другая женщина приходит┘ Даже гости спросят: «Вам помочь?» ≈ «Нет-нет, я сама»... Есть только одна сфера человеческой деятельности, где вдвоём лучше, чем одному┘ Надо их научить... Это же научить надо!

Евг.К.: Всё-таки есть примеры. Васильев и Попов ≈ идеальная пара.

Д.К.: Да, Васильев–Попов... Научить этому трудно. Надо их научить писать стихи вдвоём. Это же поэзия. Это должна быть поэзия. Не то, что я сочинил стихи, отдай мне бумагу и скажи, каким шрифтом написать. Это же не так┘

Евг.К.: Кстати, вот идеальный пример: Захаров и Шейнцис! Он не работал с другими художниками.

Д.К.: Нам придётся этот эксперимент начинать, вернее, продолжать┘ Может, это счастливое «придётся», может, это несчастливое «придётся». С теми людьми, которых Женя набрал, которых я набрал┘ вот как эту отвёрточку соединить с этой крышечкой┘

Евг.К.: Как в «Женитьбе». Ужас.

Д.К.: А им придется тренироваться друг на друге, чтобы любить партнёрство... Я только знаю, что всегда, когда работал художником, знал, какие идеи я придумал, какие ≈ режиссёр. А сейчас я знаю, конечно, многое, что я придумал, что ребята придумали, но мне доставляет такое удовольствие, когда я не помню, кто... Это потрясающее чувство.

Евг.К.: Ты прав. Я Давида Львовича Боровского, который сыграл колоссальную роль в моей жизни, всегда мучил в эпоху золотой Таганки: кто? Ни разу не ответил. И я окольными путями узнавал. Я говорил: «Это наверняка вы придумали!», а он: «Нет-нет-нет, это театр».

Д.К.: И ведь какой обман: когда я работал художником, и были спектакли средние, плохие, когда мне говорили: «Но декорация хорошая», я был рад, что я как-то ничего┘ Это такая глупость! Если космический корабль разбился, какая разница, был ли хорошим бензин или красивым космонавт. Гаечка не так завёрнута ≈ и всё. На Луну не долетим. Это чувство единства┘ я не знаю, как Женовач или Женя достигают этого в своих группах. Или Фоменко, или Кудряшов. Вот этому кайфу совместности не научить... Наверное, им можно только заразить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
359
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
399
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
574
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
485

Другие новости